Какой стратегии стоит придерживаться, когда спрос эластичен?
Как известно, доход любой фирмы, предприятия и частного предпринимателя зависит от множества факторов, но, пожалуй, наиболее важным из них является объем продаж реализуемой продукции. От его величины во многом зависит, какими будут уровень выручки и величина чистой прибыли. Данный фактор, в свою очередь, зависит от того, насколько спрос эластичен, и от выбранной ценовой стратегии. С одной стороны, чем выше будет стоимость товара, тем меньше его станут покупать. С другой стороны, при низких ценах и выручка окажется мизерной. Какая же ценовая стратегия будет для предпринимателя наилучшей? Ответ кроется в изучении динамики спроса.
Эластичность с точки зрения экономики
Впервые данной проблемой озаботился такой известный всему миру ученый, как А. Маршалл. Именно он ввел показатель эластичности, благодаря которому можно легко различить, когда спрос эластичен, а когда нет, и на основе этого избрать наиболее выгодную торговую стратегию. Что же означает данное понятие? Под эластичностью в экономической теории подразумевают способность одних переменных реагировать на изменения, произошедшие с другими величинами, от которых они напрямую зависят. Если говорить о спросе, то на него в первую очередь влияет цена реализации.
Расчет коэффициента эластичности и построение графика
Обозначим через ΔQ процентное изменение величины объема продаж, а через ΔP – соответствующее изменение стоимости продукции. Искомый коэффициент эластичности есть не что иное, как отношение этих двух параметров, взятое с противоположным знаком: εрD = - ΔQ/ ΔP. В тех случаях, когда данный показатель превышает единицу, говорят, что спрос эластичен. Когда он меньше нее, это означает обратное. А если полученный коэффициент оказывается равным 1, принято считать, что данный спрос является спросом единичной эластичности. Зависимость продаж от цены для наглядности часто отображают на координатных осях. Обычно по вертикали отмечают увеличение стоимости единицы товара, а по горизонтали – объем выручки.
Факторы эластичного спроса
Существуют определенные причины, которые так или иначе влияют на поведение потребителей и объем совершаемых ими покупок. Что касается эластичности спроса, то можно выделить следующие факторы:
- Размер дохода. Чем он меньше, тем большую роль играет стоимость товара.
- Фактор времени. В долгосрочном периоде обычно спрос эластичен, а если предложение действует короткое время, то цена уходит на второй план.
- Наличие "товаров-заменителей". Чем их больше, тем большую роль играет цена.
- Удельный вес данного товара в бюджете потребителей. Чем он выше, тем спрос эластичней.
- Качество продукции. На предметы роскоши, как правило, εрD >1, а на предметы необходимости обычно εрD < 1.
- Наличие запаса. Чем больше продукции успел приобрести покупатель, тем большее значение для него имеет цена, и, соответственно, эластичность спроса выше.
- Ширина товарной категории. У специализированной продукции спрос менее эластичен и наоборот.
Выбор торговой стратегии
Когда спрос эластичен, наилучшей торговой стратегией для фирмы будет снижение цен. Такая политика в конечном счете максимизирует чистую прибыль. Если же спрос неэластичен, то применяется стратегия «снятия сливок», т.е. повышение цен реализации продукции. Когда же расчеты дают результат очень близкий или равный единице, то это означает, что предпринимателю стоит поискать другие методы увеличения дохода. Манипуляции с ценами в этом случае ровным счетом ничего не дадут.