Русский фольклор: оборотничество на примере царевны-лягушки

Почему-то принято считать, что всевозможные вампиры и оборотни пришли к нам с Запада, а между тем и в русском фольклоре имеется множество персонажей, которые тоже, по сути, являются оборотнями. Вспомните сказку о Финисте-Ясном соколе, о Сером волке, который помогает Ивану Царевичу, не говоря уж о том, что Иванам достаются в жены Царевны-лягушки.

Финист обладает способностью оборачиваться птицей. Серый волк принимает множество обличий: он может обернуться и быстроногим конем, и красавицей царевной, и даже стать двойником самого Ивана Царевича. А Царевны-лягушки тайком скидывают с себя лягушачью кожу и начинают выполнять различные хозяйственные обязанности. Так что они вполне подпадают под определение оборотней, несмотря на то что превращение их из человека в животное не связано с лунным циклом.

Вообще-то образ царевны-лягушки встречается не только в славянском фольклоре. Похожие сюжеты присутствуют и в греческих народных сказаниях, и в итальянских сказках. До них почему-то не добрались братья Гримм и Шарль Перро, вот и не встречаются среди невест заморских принцев квакающие красавицы. А у нас есть даже два варианта сказки «Царевна-лягушка». Содержание их похоже, а отличия незначительные. Так, в одном варианте сказки наша героиня выполняет все задания батюшки царя самостоятельно, а в другой за нее ткут и пекут мамки-няньки, которых она вызывает себе на помощь. Впрочем, самостоятельным ее труд назвать сложновато, так как героиня пользуется колдовством, что очень облегчает ее старания. А вот ее соперницам, женам братьев Ивана-царевича, такой способ недоступен, так что они находятся в заведомо проигрышной позиции.

С точки зрения справедливости образ Царевны-лягушки сложно назвать исключительно положительным. Симпатию она зарабатывает тем, что у читателя вызывает сочувствие факт сожжения соперницами лягушачьей шкуры, из-за чего героиня вынуждена покинуть любимого мужа и отправиться к Кощею Бессмертному. Ведь по сюжету именно Кощей и заколдовал красавицу, рассердившись на нее за то, что та отвергла его матримониальные планы, проще говоря – отказалась стать его женой. Вместо того чтобы продолжить ухаживания, злодей решил наказать свою строптивую невесту, превратив ее в лягушку. Сам же Кощей вполне тянет на роль «Темного Властелина», так как является магом, с одной стороны, а с другой, постоянно строит планы захвата Вселенной, не брезгуя воровством красавиц: то он похищает Василису Премудрую в образе царевны-лягушки, то Марью Моревну.

Но речь сейчас идет не столько о Кощее, сколько о перипетиях супружеской жизни Ивана-царевича. В некоторых вариантах сказки невестки оказываются ни при чем, и шкуру лягушачью сжигает сам царевич в расчете на то, что без этого атрибута его жена перестанет быть оборотнем. Но, как уже говорилось выше – это частности. А сама русская сказка «Царевна-лягушка» заканчивается одинаково: Иван-царевич хитростью побеждает Кощея и освобождает свою красавицу-жену. Живут они, как и во всех сказках, долго и счастливо, и умирают в один день.

Комментарии