Биография Майи Плисецкой - великой русской балерины

Майя Михайловна Плисецкая – великая балерина и потрясающая женщина. Какими только эпитетами её ни награждали: божественная, непревзойденная, балерина-стихия, «гений, мужество и авангард» (выражение французского балетного критика А. Ф. Эрсена). И все это о ней.

Будущая балерина Майя Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Её родителями были актриса немого кино Рахиль Мессесер-Плисецкая и дипломат Михаил Плисецкий. Отец был репрессирован и расстрелян в 1937-м, а в 1938-м в тюрьму на Бутырке попала и мать с маленьким сыном. Майю на воспитание взяла тётя, Суламифь Мессесер, а её младшего брата - дядя, Асаф Мессесер. Оба они были выдающимися танцорами балета.

Началась биография Майи Плисецкой в качестве балерины в возрасте 9 лет, когда девочка стала ученицей Московского училища хореографии. Она сразу привлекла внимание педагогов своими идеальными для балета природными физическими данными, музыкальностью и темпераментом. Ей доверяли ведущие роли в учебных постановках.

Во время войны она окончила училище и 1 апреля 1943 года стала балериной Большого театра. Биография Майи Плисецкой в Большом складывалась не всегда гладко. Поначалу её зачислили в кордебалет, невзирая на то что, будучи студенткой,  она танцевала сольные партии на сцене филиала главного театра страны. Тогда молодая выпускница стала участвовать в сборных концертах. В этот момент и родился её «Умирающий лебедь» (Сен-Санса), коронный номер балерины на протяжении всей сценической жизни. О своем исполнении этого танца Плисецкая говорила так: «Важно танцевать музыку, а не под музыку».

Впервые в главной партии на сцене Большого театра Майя Плисецкая появилась в роли Маши в «Щелкунчике» (муз. Чайковского) в 1942 году. Правда, это была замена заболевших исполнительниц, но благодаря этой роли её заметили. Вскоре дебютантке стали давать роли в балетных спектаклях: «Жизель» (сначала одна из виллис, а затем Мирта, 1944 год), фея Осень в «Золушке» Прокофьева (1945 год), главная роль в «Раймонде» Глазунова (1945 год), Одетта–Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского. Биография Майи Плисецкой отмечена упоминанием о том, что эта роль стала центральной не только в её карьере, но и во всем репертуаре Большого театра. Всех глав иностранных правительств, президентов и королей приводили на «Лебединое озеро» с Плисецкой в главной роли. На весь мир был известен этот спектакль, и публика моментально раскупала билеты, как только читала на афишах надпись: «Майя Плисецкая».

Биография её как балерины дальше развивалась стремительно: Зарема в «Бахчисарайском фонтане» (муз. Асафьева), Царь-девица в «Коньке-Горбунке» (муз. Пуни), несколько ролей в «Дон-Кихоте» (муз. Минкуса).

Ей дали звание сначала заслуженной, а потом и народной артистки СССР.

К сожалению, биография Майи Плисецкой (факт наличия в ней её происхождения из семьи врагов народа) на долгое время стала препятствием для ее поездок за рубеж. И Большой театр гастролировал без своей примы. Так продолжалось до 1959 года, когда благодаря стараниям мужа, композитора Родиона Щедрина (они поженились в 1958-м и продолжают быть счастливой семьей до сих пор), ей впервые удалось принять участие в турне по США.

Еще одной «ролью жизни» Майи Плисецкой можно назвать Кармен из революционного балета «Кармен-сюита» (1967 год). Музыка была написана Щедриным (транскрипция знаменитой оперы Бизе), постановка осуществлена кубинским балетмейстером Альберто Алонсо. Впервые московские зрители увидели балерину, танцующую не на носочках, а на полной стопе. Спектакль, как и все новое, был принят не сразу. Поначалу Плисецкую обвиняли в «предательстве классического балета», однако со временем спектакль обрел успех не только у нашей, но и у испанской публики, что было особенно важно для вдохновительницы и исполнительницы главной роли.

В конце восьмидесятых и начале девяностых, когда в стране многое изменилось, Майя Плисецкая стала активно работать в Италии и Испании. В Москве стала президентом «Имперского русского балета». Много гастролировала и работала по приглашениям театров по всему миру.

Сейчас Майя Михайловна в основном живет за границей, в Германии. Она удостоена множества иностранных и российских наград. О ней сняты фильмы, написаны книги, выходят спектакли, в которых она ставит танцевальные номера. Ей 88, но она по-прежнему стройна, подтянута и прекрасна.

Комментарии
В память о великой баперине
МАГИЯ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Мир танца – тайна жеста ног и тела,
Стремящихся за грань небытия,
Куда Плисецкая душой летела,
За вход работой над собой платя.

В свободном серебрящемся паренье
Она скользила, пластикой маня,
И, уходя в раздольное круженье,
Всех обжигала пляскою огня.

Ваш, Майя, жест, хранимый древним кодом,
Мог отразить без слов и речь, и звук
И лебедем проплыть по синим водам
С изгибом белоснежных крыльев-рук.

Вы были несравненной Царь-девице