Апологеты - это раннехристианские писатели, которые защищали христианское учение от критиков. Имена апологетов

Широко употребляемое в наши дни слово «апологет» – это производное от греческого глагола apologeormai, что в переводе означает «защищаю». Впервые данный термин начал использоваться в отношении раннехристианских писателей II и III вв., которые в условиях жесточайшего гонения отстаивали принципы новой веры, выступая против нападок язычников и иудеев.

Защитники веры христовой

Широкое распространение христианства, получившего ко II веку поддержку у представителей всех слоев населения Римской империи, вызвало ответную реакцию не только со стороны властей, но и видных идеологов язычества. Достаточно вспомнить имена таких видных философов той эпохи, как Цельса и наставника будущего императора Марка Аврелия – Фронтона.

В связи с этим, главная задача христианских апологетов состояла в том, чтобы, во-первых, опровергнуть распространившееся язычниками суждение о том, что новое учение основано на предрассудках и фанатизме, и во-вторых, пресечь злобную клевету, порожденную закрытостью христианских собраний. Иными словами, требовалось оградить учение христово от нападок его противников. Именно в связи с этим значение слово «апологет» ("защитник") приобретает свой ясный и однозначный смысл.

Имена, вошедшие в историю апологетики

Сложность поставленной задачи состояла в том, что перед всем языческим миром требовалось продемонстрировать высоту христова учения не только с религиозной точки зрения, но также с философской, гражданской и культурной. История сохранила имена апологетов, добившихся в этом трудном деле небывалых успехов. Среди них Ориген, Мелитон, Минуций Феликс, Тертуллиан и многие другие. Свои труды они писали как на латинском, так и на греческом языках.

Вступив в борьбу с христианством, язычники утверждали, что оно представляет собой угрозу для устоев государства. В ответ на это апологеты приводили исчерпывающие доказательства того, что принятие новой веры способствует сохранению мира и улучшению жизни всех слоев общества.

От богословской полемики к мученической кончине

Кроме того, они вели острую полемику с языческими богословами, раскрывая безнравственность и абсурдность их религии, основанной на примитивной мифологии. В своих письменных сочинениях и публичных выступлениях защитники христианства исходили из того, что философия их оппонентов, обоснованием которой является человеческий разум, не способна дать ответы на главные вопросы, касающиеся законов бытия.

«Лишь учение о Едином Творце способно нести в себе свет истины» – таков был главный богословский принцип, проповедуемый апологетами. Это их утверждение, противоречащее основной государственной идеологии, не могло не вызвать гнев властей и не спровоцировать бурную реакцию со стороны фанатически настроенных язычников. По этой причине многие писатели и общественные деятели раннего христианства пополнили собой ряды мучеников за веру.

Кого называли апологетами в Средние века?

В IV веке, после падения Римской империи, вторгшиеся на ее территорию варварские племена, принесли с собой не только общий упадок культуры, но и вопиющую духовную деградацию. Государство, еще недавно познавшее свет христианской веры, было повергнуто в пучину самых диких верований и предрассудков. Для христианских апологетов это стало периодом, когда их главная задача состояла в религиозном просвещении народов как населявших прежде территории Северной и Центральной Европы, так и пришедших из других районов на волне всеобщей миграции.

Вся история раннего Средневековья неразрывно связана с христианизацией полудиких варварских племен. При этом кажется почти невероятным, что в обстановке засилья этих, по существу, оккупантов и поработителей христианство в Европе не только не изгладилось из сознания людей, но со временем вновь сделалось господствующей религией.

Духовное величие и падение Византии

В то же время Византия, принявшая эстафету у поверженного Рима, на длительный период сделалась мировым оплотом христианской веры. В ней стремительно развивалась культура и шел процесс осмысления трудов античных философов с позиции христианства. Вплоть до захвата турками Константинополя в 1453 году страна неуклонно повышала уровень своих научных знаний: были заложены основы алгебры, математической символики, увидели свет интересные работы в области географии и астрономии.

Однако после крушения Византийской империи значительно померк и этот очаг мирового христианства. Многочисленные завоевания, совершенные народами, исповедовавшими ислам и пытавшимися силой утвердить его на оккупированных ими территориях в качестве основной религии, стали причиной возникновения антимусульманской апологетики.

Среди наиболее известных ее представителей можно назвать имена Фомы Аквината, Раймона Мартини, святого равноапостольного Кирилла, а также преподобного Иоанна Дамаскина. Эти апологеты хотя и жили в разных странах и в различные исторические периоды, имели общие идеи: у них было стремление сохранить чистоту христианской веры вопреки трагедиям, с которыми столкнулись их народы. Их богословские сочинения не потеряли актуальность и в наши дни.

Православные апологеты

Однако еще раньше упомянутых нами событий, в 1054 году, результатом разногласий по ряду канонических, догматических и литургических вопросов между римским папой и константинопольским патриархом стал раскол прежде единой христианской церкви на два направления – католицизм и православие. Древняя Русь, ставшая в религиозном отношении преемственницей Византии, унаследовала от нее и все особенности веры. На берега Днепра прибыли из-за моря проповедники, призванные наставить вчерашних язычников в христовом учении.

Но одновременно с ними (а порой и еще ранее) появились посланцы иных конфессий, надеявшиеся воспользоваться благоприятным моментом и снять собственную жатву на еще не возделанной духовной ниве. Всемерно противодействовать им были призваны православные апологеты, излагавшие и защищающие от нападок своих оппонентов истины православного вероучения. У них была важная задача: поселить в душах людей, едва соприкоснувшихся с учением Иисуса Христа, осознание истинности бытия Божия, бессмертия человеческой души и божественного откровения, изложенного в книгах Ветхого и Нового Заветов.

Заключение

В течение всего тысячелетнего периода, прошедшего с Крещения Руси, апологетика играла и продолжает играть важнейшую роль в создании и укреплении фундамента отечественного богословия, благодаря которому успешно идет изучение многих вопросов канонического, догматического и нравственного порядка. Как и в прежние годы, задачей ее служителей является ограждение православной веры от разного рода сектантских влияний и попыток увести верующих людей с пути, предначертанного Иисусом Христом.

Комментарии