Заблуждение - это то же, что и ложь?
Заблуждение - это знание человека, которое на самом деле не соответствует действительности, но принимается за истину.
Ницше считал, что заблуждение - это то, что лежит в основе моральных допущений. Философ говорил, что наличие лжи в нашем мире предопределено нашими принципами. То, что наука называет истиной, является всего лишь биологически полезным видом заблуждения. Поэтому Ницше предполагал, что мир имеет для нас значение, а потому представляет собой ложь, которая постоянно изменяется, но никогда не становится ближе к истине.
Заблуждение - это не абсолютный вымысел, не плод фантазии и не игра воображения. Чаще всего это то, как конкретный человек видит объективную реальность без учета замечаний Бэкона об идолах (призраках) сознания. По сути, заблуждение - это плата за стремление получить больше информации, чем это возможно. Если человек не располагает определенными знаниями, это непременно приведет его к идолу. То есть субъект, который неспособен соотнести информацию об объекте и о себе самом, попадет в заблуждение.
Некоторые считают, что заблуждение - это случайность. Однако история показывает, что это лишь плата за то, что человек хочет знать больше, чем может, но ищет истину. Как говорил Гете, люди, которые ищут, вынуждены блуждать. Наука определяет это понятие в виде ложных теорий, которые впоследствии опровергаются, когда получено достаточно доказательств. Так происходило, например, с ньютоновской трактовкой времени и пространства или с геоцентрической теорией, которую выдвинул Птолемей. Теория заблуждений говорит, что у этого явления "земное" основание, т. е. реальный источник. Скажем, даже образы из сказок можно считать истинными, но лишь в фантазии тех, кто их создал. В любом вымысле легко найти нити реальности, которые сотканы силой воображения. Однако в целом нельзя считать такие образцы истинными.
Иногда источником ошибки может стать погрешность, связанная с переходом от познания на уровне чувств к рациональному подходу. Также заблуждение возникает из-за некорректной экстраполяции опыта других людей без учета конкретных обстоятельств проблемной ситуации. Поэтому можно сделать вывод о том, что у этого явления есть свои гносеологические, психологические и социальные основания.
Заблуждение можно считать нормальным и неотъемлемым элементом поиска истины. Это, конечно, нежелательные, но вполне обоснованные жертвы для постижения правды. Пока один сможет открыть истину, сто будут пребывать в заблуждении.
Вводить в заблуждение специально - это другой момент. Не стоит этого делать, ведь рано или поздно правда откроется.