Искусство Месопотамии: основные черты
Истоки культуры Месопотамии
Вероятно, развитию искусства и культуры способствовало именно большое количество разнообразных народов на одной территории. Шумерская культура развивалась и после падения династии правителей, также свое влияние оказывали и персы, и сирийцы. Именно шумеры стали основоположниками письменности страны. Клинопись оказала сильнейшее воздействие на искусство древней Месопотамии, ведь при помощи такого стиля письма создавались не только государственные документы и научные трактаты, но и художественные произведения, религиозные и поэтические тексты, некоторые из них сохранились по сей день.
Шумерами были заложены основы и для научного развития государства, ними были созданы системы орошения и городские укрепления. За две тысячи лет до нашей эры искусство Месопотамии было представлено прикладными и изобразительными произведениями, литературными и музыкальными
сочинениями.
Архитектура Месопотамии
Постоянные войны привели к тому, что основное направление архитектуры было призвано к созданию крепостей. Отличительными чертами месопотамских городов были мощные ворота, укрепленные двери и рамы, тяжелые колонны. Бронзовых львов, расположенных у дверей, привнесли вавилоняне. Кроме того, появились такие архитектурные формы, как башни и купола, а также арки. Дома строились из глины и кирпича, в центре города, как правило, находился зиккурат.
Храмы-зиккураты предназначались для верующих, которые могли прийти туда и принести дары богу. Именно архитектурное искусство Месопотамии создало один из самых знаменитых храмов в истории – Вавилонскую башню. Это было сооружение из семи башен, расположенных одна на другой, а на вершине находилось святилище бога Мардука. Еще одно важное сооружение – ворота богини Иштар. Вавилон, бывший тогда крупнейшим городом государства, был наполнен множеством дворцов и храмов, но мощные ворота, украшенные синими плитами с образами быков и драконов, выделялись среди прочих архитектурных сооружений.
Глиптика
Искусство Месопотамии сохранилось до наших дней в глиптике. Это выпуклые, округлые скульптурные изображения, вырезанные, как правило, на камне (печати, перстни, вазы, посуда, барельефы), изготовленные по канонам. Фигура человека всегда изображалась с носом в профиль, ногами сбоку, а глазами спереди. Искусство отражало не реальность, а принятый канон, определенную традицию искусства. Горы и деревья тоже изображались условно и симметрично. Произведения отражают не индивидуальность создателя, а его умение создавать скульптуры согласно общему канону. Поэтому по сохранившимся образцам глиптики можно судить о самобытной шумерской культуре в целом, а не об отдельных ее мастерах.