Бизнес-план магазина: содержание, расчеты, образец. Как открыть магазин с нуля
Розничная торговля всегда была актуальна. При этом неважно, о чем именно идет речь: о сезонных или повседневных товарах. На любой продукт найдется целевая аудитория. Для организации работы нужно выбрать товар, арендовать помещение, нанять персонал, купить оборудование, найти поставщиков. Все эти этапы следует предварительно спланировать и просчитать. С этой целью и формируется бизнес-план магазина.
Виды
Подробно останавливаться на классификации торговых заведений не будем, подчеркнем только, что у каждого магазина есть свои особенности, которые сказываются на прибыльности предприятия и которые владельцу обязательно следует учитывать.
- Прежде чем открывать магазин одежды, следует оценить каталоги конкурентов в регионе. Лучше всего продвигать либо индивидуальные вещи, либо товары широкого потребления.
- Магазин детских товаров будет приносить прибыль, если расположить его рядом с детским садиком или школой.
- Особенность продуктового магазина заключается в том, что, хотя здесь и находятся товары широкого потребления, слишком сильно поднимать цены на продукты не имеет смысла. Чтобы конкурировать на рынке, нужно создать широкий ассортимент товаров по выгодным ценам.
- Проще всего открыть магазин цветов. Однако такой вид бизнеса имеет ряд недостатков, например, непостоянный доход, низкую рентабельность и испорченный вид товара.
- Еще одно популярное направление – е-коммерция. Открыть в интернете магазин несложно, а вот вывести его в десятку лучших по запросу ключевых слов тяжело.
- Пивной ларек или лавку с широким ассортиментом алкогольной продукции лучше располагать неподалеку от ресторана или кафе.
Все эти нюансы следует учитывать при разработке бизнес-плана магазина.
Для чего он нужен
Какой бы товар или услугу вы ни продвигали, нужно четко спланировать проект по его реализации. Бизнес-плана магазина включает в себя не только подсчет рентабельности, но и определения рынков сбыта, калькуляцию расходов. На этапе планирования нужно проанализировать целевую аудиторию, сезонность товара, найти «точки с высокой проходимостью», изучить цены конкурентов. Грамотно составленный план позволит найти инвертора, так как в нем будет содержаться информация о необходимой сумме инвестиций и сроке окупаемости проекта.
Можно поручить составление бизнес-плана по открытию магазина консалтинговой компании. Здесь трудятся специалисты, который имеют большой опыт планирования и внедрения предпринимательской деятельности. Их проекты кардинально отличаются от самодельных планов. Важно не только подсчитать все расходы, но и разработать маркетинговые ходы по привлечению клиентов. Эту задачу также берут на себя специалисты консалтинговых компаний.
Рассмотрим детальнее, как составить бизнес-план магазина.
С чего начать?
Перед тем как открыть магазин, нужно хорошо разобраться:
- В своих профессиональных навыках. Сварщику будет тяжело торговать сантехникой, а электрику - строительными материалами.
- В своих хобби. Задача продавца заключается не только в том, чтобы продать продукцию, ему нужно еще и проконсультировать покупателя относительно ее свойств и качеств. Если вы увлекаетесь охотой, стоит открывать охотничий магазин, а не торговать компьютерной техникой.
То есть сферу деятельности лучше выбирать в той нише, которая хорошо знакома. В этом случае будет проще разобраться с особенностями продукции.
Анализ спроса
Первым делом нужно определиться со сферой деятельности и проанализировать рынок товаров. Если выбор пал на товары широкого потребления, например продукты питания, то следует уточнить категорию (молочные, мясные товары, кондитерские изделия и т. д.). Не следует распылять сразу на все сегменты, лучше выбрать одно направление и активно его развивать. Так будет проще составить бизнес-план создания магазина и найти покупателя. Например, больше прибыли приносят магазины автозапчастей не конкретной марки, а страны производителя: комплектующие для российских, европейских или японских автомобилей.
Больше всего нюансов следует учесть в случае открытия продуктового магазина:
- Формат реализации: супермаркет, самообслуживание или прилавок.
- Стратегия продвижения: высокие цены и первоклассный сервис (например, биопродукты) или низкие цены.
- Локация: магазин должен находиться в густонаселенном районе с хорошей проходимостью.
- Помещение, в котором будут храниться продукты, должно соответствовать государственным стандартам. Кроме необходимых холодильников, такие помещения часто оборудуют камерами, стойками и кондиционерами.
Ассортимент
При выборе ассортимента продукции следует придерживаться таких правил:
- Лучше заказывать товар оптовыми партиями через интернет. Крупные поставщики специально для этой цели создают сайты, размещают на них фотографии продукции, их описание и стоимость. Если товар завозится из другого региона, следует заранее поинтересоваться у поставщика, с какими транспортными компаниями он работает, чтобы не переплачивать за услуги логистики.
- Если для реализации товара нужно специальное оборудование, то заказывать его лучше напрямую у производителя. Так получится сэкономить порядка 40% стоимости с учетом доставки.
Основной ассортимент товара лучше закупать у оптовиков. У них больше выбор, что позволяет сэкономить на доставке. Кроме того, с оптовиками можно договориться об отсрочке на 14 дней или оплате по факту поступления товара.
Регистрация бизнеса
Перед тем как открыть магазин, следует официально зарегистрировать организацию. Предпринимательской деятельностью, особенно на первых этапах, лучше всего заниматься в форме ИП. В этом случае на уплату налогов ежемесячно нужно будет отправлять 9% от доходов. Следует учитывать законодательные ограничения. ИП не имеют права торговать алкоголем. Если предприниматель планирует сразу же открывать несколько торговых точек, то имеет смысл регистрировать ООО.
Для регистрации бизнеса нужно выбрать код деятельности из классификатора ОКВЭД 2014, подготовить копии паспортов учредителей, оплатить госпошлину и сдать все документы в ИФНС по месту жительства. В случае правильного оформления заявления на регистрацию предпринимательской деятельности через 3 дня будет изготовлено свидетельство ОГРНИП. Также следует сразу заказать выписку ЕГРИП стоимостью 200 руб. Она составляется в течение 7 дней. Без этого документа открыть счет в банке не получится.
Если предприниматель до регистрации ИП нигде не работал, то в ИФНС сразу оформят ИНН. На время осуществления предпринимательской деятельности код юридического лица будет таким же, как и код физического лица. Данные в ПФР передавать не нужно. Этим займется фискальная служба.
Налогообложение
Составляя бизнес-план магазина одежды, следует уделить особое внимание схеме налогооблажения. ЗАО, ОАО и практически все ООО находятся на полной системе, то есть организации уплачивают НДС и налог на прибыль. ИП могут выбрать одну из упрощенных схем:
- ПСН (патент). Если торговая площадка не превышает по площади более 50 м2, то лучше всего зарегистрировать патент на ведение предпринимательской деятельности.
- ЕНВД, если площадь магазина составляет от 50 до 150 м2.
Такие схемы налогообложения доступны только для магазинов розничной торговли. Для осуществления безналичных операций, работы с организациями и банковскими учреждениями следует зарегистрировать УСН.
Законом предусмотрена возможность одновременного использоваться УСН с ПСН и ЕНВД.
Банковский счет
Заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляя операции только за наличные средства, очень тяжело. Ведь нужно оплачивать аренду, закупать материалы, выплачивать зарплату, перечислять налоги. Даже в розничном магазине можно установить терминал и принимать оплату по банковским картам. Для этого нужен расчетный счет.
Выбирать банк для обслуживания следует исходя из:
- надежности учреждения;
- удобства обслуживания;
- наличия интернет-услуг;
- расходов на обслуживание.
Рейтинг надежности лучше просматривать не национальный, а региональный. Понятно, что Сербанк и группа “ВТБ” являются лидерами на рынке по всем финансовым показателям. Однако в вашем регионе могут оказаться банковские учреждения с хорошей репутацией и качеством обслуживания. Если предпринимателям приходится простаивать очереди, чтобы попасть к менеджеру или кассиру, то в таких учреждениях открывать счет не рекомендуется.
Сегодня осуществлять практически все безналичные операции можно не выходя из офиса. Для этого достаточно зарегистрировать в интернет-банкинге. Поэтому следует заранее ознакомиться с предложениями на рынке на открытие и ведение счета, осуществление каждой операции.
Штат сотрудников
Пока осуществляется процесс регистрации, можно заняться поиском помещения под магазин и заранее просчитать количество продавцов-консультантов, кассиров, сотрудников охраны, определить их график работы, размер окладов. Лучше подбирать специалистов, но можно нанять и быстро обучаемых людей и оплатить им курсы обучения. Работы в маленьком павильоне хватит и на одного человека, а в небольшом павильоне можно организовать посменный график для 2-4 сотрудников.
Подсчет расходов
На первом этапе нужно будет оплатить услуги дизайнов по разработке логотипа, юридическое оформление, аренду помещения, ремонт, оборудование, освещение, закупку товаров. Расходы во многом зависят от направления бизнеса и детальнее будут описаны далее при рассмотрении финансового плана. После проведения детальной калькуляции расходов можно заниматься поиском инвесторов. Можно вложить свои сбережения, привлечь средства друзей, взять кредит или получить государственную помощь.
Организация места торговли
Товар выбран, ИП зарегистрировано, еще что нужно для открытия магазина? Организовать место торговли. Недостаточно просто найти помещение под магазин в “проходимом квартале”. Его еще нужно обустроить.
Торговый прилавок можно сделать из ДПС, цвет которого будет гармонично вписываться в интерьер всего помещения. Отстоять весь день на ногах очень сложно. Поэтому неподалеку от прилавка следует расположить удобное кресло. Учет всех операций (поступления товара, его реализация) осуществляется через ПО. Это может быть программа 1С в любой конфигурации. Для подключения терминала также придется установить ПО на ПК. В любом случае расходы на покупку ноутбука, ПО и подключение терминала следует включить в бизнес-план магазина - одежды, промышленных товаров или продуктовых, не суть важно.
Каждому покупателю выдается товарный чек. Если поток клиентов небольшой, то можно выписывать чеки вручную на специальных бланках. ИП, которые выбрали схему патента и ЕНВД, могут не покупать полноценный кассовый аппарат за 20 тыс. руб., а воспользоваться ЧПМ. В этом аппарате отсутствует фискальная печать. Его не нужно ставить на учет и ежемесячно платить комиссию за обслуживание. Стоимость такого оборудования составляет 7-8 тыс. руб.
Следует приобрести табличку с графиком работы и расположить стеллажи по периметру помещения.
Бизнес-план магазина: образец финансовой части
Допустим, предприниматель хочет открыть точку реализации одежды в густонаселенном районе. Каковы предполагаемые расходы и прибыль?
- Товар – 50 000 руб. (с запасом на 6 месяцев).
- Помещение площадью 20 м2 – 20 000 руб. в месяц.
- Персонал – 10 000 руб. в месяц (ЗП продавца), 20 000 руб. в месяц (ЗП бухгалтера).
- Оборудование (2000 руб. на 1 м2) на территорию 20 м2 – 20 000 руб.
- Банковские услуги – 1000 руб. в месяц.
- Реклама – 10 000 руб.
- Регистрация ИП – 1000 руб.
Итого: 132 000 руб. - расходы на первый месяц.
Ежемесячно придется выплачивать зарплату персоналу, аренду, банковские услуги на общую сумму 51 тыс. руб. На период развития бизнеса нужно иметь сумму расходов на полгода вперед, то есть 306 тыс. руб.
Итого: 306 + 132 = 438 тыс. руб.
При наценке на товар 50% ежемесячная выручка составит 75 тыс. руб.
Период окупаемости первоначальных инвестиций: 132 / 75 = 1,76 месяца.
438 / 75 = 5,84 мес., то есть через полгода, когда у предпринимателя закончатся средства на развитие, инвестиции в магазин полностью окупятся.
Плановая ежемесячная прибыль составляет: 75 - 51 = 24 тыс. руб.
Рентабельность бизнеса: 24 / 75 = 32%.
Уровень доходности предприниматель определяет индивидуально. На товары широкого потребления завышать цены не имеет смысла, так как можно потерять покупателя. Если же речь идет о продаже эксклюзивной одежды, то наценка может быть и 200%, но в этом случае все прочие статьи расходов увеличатся. К тому же на эксклюзивные группы товаров сложно прогнозировать уровень спроса.
Вот как открыть магазин с нуля. Бизнес-план представлен в упрощенном виде. Сумма расходов на зарплату включает оклад с учетом налогов. На период развития бизнеса нет необходимости нанимать штатного бухгалтера. Можно воспользоваться услугами сторонних компаний или заниматься бухгалтерским учетом самостоятельно. В дальнейшем для привлечения клиентов и увеличения спроса можно подключить банковский терминал и дополнительно перечислять 2% от оборота в банк. По статистике, наличие терминала в магазине увеличивает объем реализации на 30% в месяц. Человеку психологически проще расстаться с электронными деньгами. Да и от спонтанных покупок никто не застрахован.
Бизнес-план магазина не содержит информации об уровне рыночных цен на товары, так как предполагается, что данный анализ предварительно проведен продавцом. Сумма закупки товара представлена с запасом на несколько месяцев. Обычно в день открытия магазина устраивают акции. Поэтому запланировать спрос на продукцию довольно тяжело. Создавать большие складские запасы на первых этапах не рекомендуется, ведь спрос на продукцию еще не известен. Поэтому лучше сделать широкий ассортимент товара, но с небольшим запасом.
Пример расчета бизнес-плана магазина, представленный ранее, составлен исходя из того, что магазин не будет открыт в преддверии праздника. Иначе придется закупать сезонные товары и стилистически украсить помещение.
Что нужно для открытия магазина? Если планируется торжественное открытие, то следует заранее подготовить рекламные листовки, надувные шарики и украсить зал. Общая сумма расходов не будет превышать 5 тыс. руб.