Что получают страны, вошедшие в НАТО, поступаясь суверенитетом?
Реклама алкоголя в нашей стране запрещена, но это не значит, что ее нет. Время от времени под бодрую музыку на экранах телевизоров появляются какие-то приятные во всех отношениях молодые люди, они делают что-то хорошее и полезное, занимаются спортом, танцуют, веселятся, не употребляя при этом ни капли спиртного. В конце ролика мелькает известный бренд виски, водки, или пива. Рекламируется не напиток, а торговая марка и образ жизни. По такому же принципу пропагандируется идея Североатлантического военного единства.
Ненавязчиво внушается мысль о том, что страны, вошедшие в НАТО, автоматически приобщаются к некоему таинству, и сразу становятся процветающими и благополучными. Картина пасторальная, в ней нет места ни разбомбленным городам, ни пыльным дорогам южных стран, ни гробам, привезенным из них ночными самолетами.
В конце сороковых создание Североатлантического блока было вполне оправданной мерой. Сталинский СССР, несмотря на послевоенную разруху, стремился к расширению своего геополитического влияния, используя любую слабость западных демократий. Цель, как и прежде, не скрывалась, о ней говорилось в любой речи каждого советского руководителя. Коммунизм возможен только тогда, когда капитализм будет уничтожен.
Страны, вошедшие в НАТО в 1949 году, образовали пресловутый «железный занавес», о котором вел речь Уинстон Черчилль в Фултоне. Их было 12: США, Великобритания, Канада, Италия, Франция, Норвегия, Голландия, Португалия, Дания, Исландия, Люксембург и Бельгия, в столице которой разместилась штаб-квартира нового оборонного союза. Пятая статья договора понятно и недвусмысленно формулирует принцип коллективной защиты: если кто-то (читать СССР) нападет на любое государство-участника, остальные обязуются вступить в военный конфликт на стороне последнего.
Формально все страны, вошедшие в НАТО, являются равноправными партнерами, но, учитывая непропорциональность военных и экономических потенциалов, можно сделать вывод и о соответствующей степени влияния на принятие решений. Тем не менее, географическое расположение вблизи гигантского промышленно развитого государства с трудно прогнозируемой внешней политикой побуждало ко вступлению в Североатлантический блок новых членов. Подписание Варшавского договора только ускорило процесс.
Турция и Греция подписали договор в 1952 году. Еще через три года членом альянса стала Западная Германия. В таком составе организация просуществовала до 1999 года.
Правда, некоторые страны, вошедшие в НАТО, временами ощущали подвох со стороны главных участников-основателей, выражавшийся в ограничении их суверенитета. Президент Шарль де Голль даже приостановил участие Франции в деятельности организации, а Испания выразила стремление ограничить участие в ней исключительно гуманитарными операциями. Греции пришлось покинуть ряды защитников демократии из-за территориальных споров с Турцией по поводу Кипра.
Сегодня не каждый школьник без подсказки сможет ответить на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Их три десятка, в том числе и государства, явно неспособные повлиять на военный баланс. Некоторые из них даже не платят ежегодный денежный взнос в бюджет альянса. Сильнее военный блок, очевидно, не стал, а цели его формулируются теперь весьма расплывчато. Впрочем, скрыть антироссийскую направленность этой структуры при всех стараниях его пропагандистов очень трудно.