На современном рынке труда появляются такие вакансии, о которых раньше мы практически ничего не слышали. Все чаще в газетах и в сети можно встретить фразу "требуется интервьюер". Это слово английского происхождения. Буквально - проводящий интервью или опросы. Каким организациям требуется такой специалист и как им стать?
Интервьюер - это профессия,
связанная с общением с людьми. Все мы не раз сталкивались с опросами и анкетами. Общественное мнение изучают различные социологические и политические организации, маркетинговые исследования проводят как сами производители, так и по их заказу - специализированные компании. Интервьюер - это исполнитель; он, как правило, самостоятельноне соста вляет анкеты и не анализирует собранные результаты. Этим - как и разработкой вопросов и критериев - занимаются социологи и маркетологи. Сам же интервьюер, обязанности которого связаны прежде всего с непосредственным общением с анкетируемым, должен провести опрос грамотно, этично, с соблюдением всех требований. К ним могут относиться нахождение подходящих по возрасту, полу, другим критериям респондентов (выборки), создание обстановки, установление непосредственного контакта, располагающего к беседе и к искренним ответам.
От того, насколько удачно получится начать общение, зачастую зависят
результаты анкеты, их достоверность и необходимая степень конкретизации. К примеру, если респондент спешит, занят, настроен недружелюбно, это подсознательно может повлиять на его ответы. Интервьюер - это сотрудник агентства, проводящего опросы, который непосредственно общается и подбирает анкетируемых людей. Его работа заключается в том, чтобы получить максимально развернутые, искренние, точные ответы на поставленные вопросы, которые могут быть закрытого или открытого типа. В первом случае заранее предлагаются варианты ответов, из которых нужно сделать выбор. Во втором анкетируемый самостоятельно описывает свои впечатления, излагает мнения, формулирует мысли и чувства. Опрос может проводиться как по телефону, так и при непосредственном контакте, в фокус-группах, на улице, в специально оборудованном или произвольном помещении (например, в квартире, в кафе или в магазине).
Интервьюер может записывать ответы на специальных бланках, но может также иметь ноутбук или планшетник.
Если анкетирование проводится в помещении компании, как правило, он самостоятельно заполняет опросник или помогает это сделать респонденту. Работа интервьюером в Москве и других крупных городах упрощается тем, что благодаря высокой концентрации населения легче выполнить норму. Оплата чаще всего зависит от количества заполненных интервьюером анкет или приглашенных респондентов (если они сами отвечают на вопросы в специальной компьютерной программе). Крупные компании нередко выборочно контролируют своих сотрудников. Респонденту через некоторое время могут позвонить и сопоставить его ответы с теми, которые были зафиксированы в анкете. Чтобы быть интервьюером, прежде всего необходимо обладать такими личностными качествами, как добросовестность, пунктуальность, исполнительность,
коммуникабельность, умение располагать людей к себе, стрессоустойчивость. Пройти обучение можно, как правило, в течение нескольких дней. Чаще всего подготовку проводит сама компания-работодатель.