"Законы Ману" притягивают успех

«Ману-смрити», или «Законы Ману» – это древнеиндийский свод религиозно-нравственных и правовых норм, созданный, согласно преданию, мудрецом Ману. Он является одним из важнейших памятников не только индийской, но и мировой культуры. Его история насчитывает более 2000 лет.

В «Законах Ману» предпринята попытка охватить практически все стороны жизни индийского общества той эпохи – от устройства государства и отправления религиозных обрядов до норм поведения отдельного человека. Этот текст оказал большое влияние на развитие индийской цивилизации на протяжении столетий.

Социальная структура согласно «Ману-смрити»

В «Ману-смрити» выделяется четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Согласно ему вайшьев следовало побуждать к занятию торговлей, ростовщичеством, скотоводством и земледелием, а шудр - к услужению «дваждырожденным».

Также в «Ману-смрити» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных». «Законы ману» указывали семь случаев, при которых человек становился рабом (даса) - военнопленный, за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и в силу наказания.

Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина. Оружие могли носить только кшатрии, другие «дваждырожденные» могли браться за оружие, только когда для них «наступает время бедствий». Войны были важным источником процветания государства.

Почитался царь – мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел. Царю переходила бо́льшая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат. Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трех, пяти, а также сотен деревень».

Главным принципом общественного устройства согласно «Законам Ману» была иерархия варн. Положение человека в обществе определялось его принадлежностью к определенной варне. Высшее положение занимали брахманы, низшее - шудры. Рабы находились за пределами варновой структуры. Таким образом, «Ману-смрити» закрепляла социальное неравенство, как основу древнеиндийского общества.

Вопросы собственности в древнеиндийском обществе

Вопросы собственности играли важную роль в регулировании общественных отношений согласно «Законам Ману». Существовало семь законных способов приобретения имущества: путем передачи вещи по наследству, получения ее в дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путем обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребенком. Существовали сроки давности пользования, влекущие за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад.

«Законы ману» содержали нормы о наследовании имущества. Сыновья делили отцовское имущество поровну, старший сын получал дополнительную долю. Дочери при разделе наследства получали «небольшую долю». Вдова имела право на содержание из имущества мужа до смерти или нового замужества.

Особое внимание уделялось регулированию земельных отношений. Земля считалась главным богатством, основой жизни и благополучия. Поэтому важнейшей обязанностью царя была забота о процветании земледелия и защита земельных прав подданных. Неправомерное отчуждение земли считалось тягчайшим преступлением.

Труд и наемный труд согласно «Законам Ману»

«Законы Ману» уделяли значительное внимание регулированию трудовых отношений в древнеиндийском обществе. Согласно предписаниям Ману, каждая из четырех варн должна была заниматься определенным видом деятельности.

Брахманам предписывалось изучение Вед и отправление жертвоприношений, кшатрии должны были нести воинскую службу и управлять государством, вайшьи - заниматься торговлей, ростовщичеством и земледелием, а шудры - служить высшим варнам.

Наемный труд считался неприемлемым для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наемный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни наемная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

В то же время «Законы Ману» признавали наемный труд шудр. Шудрам разрешалось наниматься для выполнения любых работ, кроме чтения Вед. Оплата труда шудр должна была соответствовать выполненной работе. Наниматель обязан был своевременно выплачивать обещанную плату.

Согласно «законам Ману», трудовые отношения в древнеиндийском обществе носили строго иерархический характер, закрепляя социальное неравенство между представителями разных варн.

Брак, семья и положение женщины

Брачно-семейным отношениям в «Законах Ману» посвящены главы III и IX. В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Древней Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму, дайву, аршу и праджапатью. Другие виды («дурные») - асуру, гандхарву, ракшасу и пайшачу.

«Законы ману» устанавливали правила заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов. Основной обязанностью жены считались рождение и воспитание детей. Муж мог взять вторую жену, если первая была бесплодна или не выполняла своих обязанностей. Развод был затруднен, но возможен при определенных обстоятельствах.

Положение женщины было подчиненным. Она должна была пожизненно находиться под опекой отца, мужа или сына. Жена не имела права на собственность, ее имущество принадлежало мужу. Вдова не могла вступить в новый брак и должна была вести аскетичный образ жизни.

Браки между представителями разных варн допускались при определенных условиях. Дети от таких браков имели ограниченные права. «Законы Ману» закрепляли традиционные устои семьи и подчиненное положение женщины в древнеиндийском обществе.

Преступления и наказания

«Законы Ману» содержат разделы, посвященные различным видам преступлений и наказаний за них. Особое внимание уделялось преступлениям против личности, собственности, общественной нравственности и государства.

К великим грехам (махапатака) относились убийство брахмана, пьянство, кража и прелюбодеяние с женой гуру. За них полагались суровые наказания вплоть до конфискации имущества и изгнания. Однако эти наказания не распространялись на брахманов.

Другие тяжкие преступления включали разбой, грабеж, похищение людей и скота, поджог, нанесение телесных повреждений, ложное обвинение. За них также предусматривались жестокие наказания вплоть до смертной казни.

«Законы ману» устанавливали различные виды наказаний для представителей разных варн. Для брахманов смертная казнь заменялась публичным позором. Таким образом, система наказаний носила сословный характер, что отражало иерархичность древнеиндийского общества.

Критика «Ману-смрити» в современной науке

«Законы Ману» вызывают много споров и критики со стороны современных исследователей. Основные претензии связаны с неясностью степени влияния «Ману-смрити» на древнеиндийское общество и возможными искажениями оригинального текста позднейшими интерпретациями.

Существуют свидетельства того, что «законы Ману» не являлись широко признанным источником права в Древней Индии. Например, «Бхагавадгита» противоречит «Ману-смрити» в вопросах варновой принадлежности. Автор «Артхашастры» Чанакья не упоминает Ману, как законодателя.

Критике подвергаются многие конкретные положения «Ману-смрити», в частности, дискриминация женщин и низших варн. Утверждается, что соответствующие стихи были добавлены позднее для закрепления власти брахманов. Оспаривается точка зрения, что «Законы Ману» отражали реальную практику древнеиндийского общества.

Таким образом, влияние и роль «Ману-смрити» в древнеиндийской цивилизации остается предметом научной дискуссии. Современные исследователи подвергают критике отдельные положения «Законов Ману», указывая на их позднейшее происхождение и ограниченное практическое применение.

Религиозно-философское значение «Законов Ману»

«Законы Ману» имеют большое религиозно-философское значение, поскольку отражают мировоззрение древних индийцев, их представления о дхарме, карме, сансаре и освобождении. В них прослеживается идея о том, что положение человека в обществе зависит от его кармы в прошлых жизнях. Это объясняет деление на варны и предписания для каждой из них.

«Законы Ману» содержат этические нормы, регулирующие поведение человека на разных этапах его жизненного пути от рождения до смерти. В них подчеркивается значение исполнения своего долга (свадхармы), ритуалов и жертвоприношений, почитания богов и предков.

В философском плане «Законы Ману» отражают переход от ведического мировоззрения к классической индуистской мысли, в них прослеживается влияние санкхьи, йоги, веданты. Текст содержит размышления о природе души, ее связи с телом, о путях освобождения из круга перерождений.

«Законы Ману» оказали влияние на последующее развитие индуистской мысли, их идеи развивались в трудах философских школ и толковались в комментариях. Они до сих пор изучаются как памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли.

Ключевые идеи Философское значение
Дхарма Этические нормы поведения
Карма Закон воздаяния за дела
Сансара Круг перерождений души
Мокша Освобождение из сансары

Переводы и изучение «Законов Ману» на Западе

«Законы Ману» впервые были переведены на английский язык в 1794 году сэром Уильямом Джонсом, основателем европейской индологии. Этот перевод имел большое значение для знакомства европейцев с древнеиндийской культурой и религиозно-философской мыслью.

Британская колониальная администрация в Индии придавала большое значение «Законам Ману», рассматривая их как древний свод законов, на основе которого можно было строить систему управления. Однако в действительности «Законы Ману» не имели столь широкого распространения и влияния в традиционном индийском обществе.

В XIX веке «Законы Ману» переводились на европейские языки такими учеными как Г. Бюлер, А.К. Бернелл, Э.У. Хопкинс. Эти переводы отличались высоким качеством и научной точностью. Они способствовали изучению этого памятника в Европе.

«Законы Ману» активно изучались европейскими индологами, историками религии, философами. Они рассматривали этот текст как источник по истории Индии, индуистской религиозно-философской мысли, социальных институтов. На Западе «Законы Ману» до сих пор являются предметом исследований в области индологии.

  • 1794 г. - перевод У. Джонса на английский язык
  • XIX век - переводы Г. Бюлера, А.К. Бернелла, Э.У. Хопкинса
  • Изучались европейскими индологами как исторический источник

Влияние «Законов Ману» на индийскую культуру

«Законы Ману» являются одним из важнейших памятников древнеиндийской литературы и культуры. Они отражают представления индийского общества о социальной структуре, государственном устройстве, праве, нравственности и религии в период формирования раннефеодальных отношений.

Несмотря на то, что ученые по-разному оценивают степень влияния «Законов Ману» на реальную жизнь индийцев в древности, не вызывает сомнения, что этот памятник оказал большое воздействие на последующее развитие индийской культуры.

В средние века «Законы Ману» пользовались большим авторитетом среди индийских законоведов и комментаторов. К ним обращались как к источнику права, справедливости и нравственности.

Было создано множество комментариев к «Законам Ману», среди наиболее известных - комментарии Медхатитхи, Говиндараджи, Нараяны, Куллюкабхатты и др. Эти комментарии отражали взгляды и представления эпохи их создания.

В колониальный период британские власти, опираясь на перевод «Законов Ману» Уильямом Джонсом, рассматривали этот памятник как древний кодекс законов, действовавший в Индии издревле. Это привело к переоценке роли «Законов Ману» в истории Индии.

Тем не менее, многие положения «Законов Ману» легли в основу индуистской социальной философии и практики. Идеи варн, неприкасаемости, положения о браке и семье находили отражение в общественном сознании индийцев на протяжении столетий.

В современной Индии «Законы Ману» вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны, консервативные индуистские круги рассматривают их как источник «извечных» законов индийского общества.

С другой стороны, представители левых сил и движений далитов подвергают резкой критике «Законы Ману» за закрепление кастового неравенства. Тем не менее, это произведение по-прежнему остается одним из ключевых памятников индийской цивилизации, повлиявших на формирование традиционной культуры Индии.

Таким образом, несмотря на дискуссии вокруг степени влияния «Законов Ману» на реальную жизнь древних и средневековых индийцев, не вызывает сомнения, что этот памятник сыграл важную роль в истории индийской культуры и до сих пор остается одним из ее ключевых текстов.

История создания «Ману-смрити»

«Ману-смрити», или «Законы Ману», является одним из центральных памятников древнеиндийской литературы. Этот текст приписывается легендарному прародителю человечества Ману. Согласно преданию, Ману были открыты священные законы, регулировавшие жизнь первых людей. Однако в действительности «Ману-смрити» была создана значительно позже мифической эпохи Ману.

Точная дата составления «Законов Ману» в науке не установлена и является предметом дискуссий. Большинство исследователей относят основной текст к I—II векам н.э. Это был период упадка империй Маурьев и Шунга, социальной нестабильности в Северной Индии. В это время происходил подъем брахманизма как идеологии варно-кастового строя. «Ману-смрити» рассматривается как памятник оформления ортодоксального брахманизма.

Ряд ученых полагает, что основное ядро «Законов Ману» сложилось к началу н.э. в среде брахманов Северной Индии. Затем в текст вносились позднейшие вставки и интерполяции вплоть до VIII века. Наиболее поздние слои текста, по мнению исследователей, относятся к Gupta-периоду (IV—VI вв. н.э.).

Согласно другой версии, «Ману-смрити» была составлена позднее, вкульминационный период оформления ортодоксального индуизма - в VI—VIII вв. н.э. Эту точку зрения отстаивал известный индийский ученый Б.Р. Амбедкар. По его мнению, «Законы Ману» являлись реакцией брахманской ортодоксии на распространение буддизма и других неведических течений.

Некоторые исследователи считают, что ядро «Ману-смрити» появилось еще в добуддистский период, а затем претерпело множество переработок. Существенные изменения в текст, возможно, были внесены в Gupta-период под влиянием идей зарождающейся бхакти.

Несмотря на отсутствие единой точки зрения, большинство исследователей относят основное ядро «Ману-смрити» к раннему средневековью Индии. Этот памятник отразил представления ортодоксального брахманизма о законах общества в переломную эпоху индийской истории.

«Законы Ману» оказали огромное влияние на традиционную культуру Индии и до сих пор являются одним из ключевых текстов индуиской ортодоксии.

Основные идеи и принципы «Ману-смрити»

«Ману-смрити», или «Законы Ману», представляет собой свод религиозных, этических, правовых и социальных норм, регламентировавших жизнь индийского общества согласно ортодоксальному брахманизму. Этот памятник заложил основы социальной философии и законодательства традиционной Индии. Рассмотрим ключевые идеи «Ману-смрити».

Одним из центральных принципов является деление общества на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Согласно «Законам Ману», варна человека определяется от рождения и является неизменной. Каждая варна имеет свои обязанности и права.

Высшее положение занимают брахманы - жрецы и учителя. Им предписывается изучать Веды, заниматься жертвоприношениями, преподавать. Кшатрии должны управлять государством и защищать его. Вайшьи предназначены для земледелия, скотоводства и торговли. Шудры обслуживают три высшие варны.

«Ману-смрити» детально регламентирует поведение представителей разных варн - их обязанности, права, наказания за проступки. Особенно подробно излагаются обязанности и запреты для брахмана.

Важное место в «Законах Ману» занимают нормы брачно-семейных отношений. Дается классификация форм брака, описываются правила выбора супругов, отношения между мужем и женой, основания для развода.

Значительное внимание уделяется регламентации поведения и статуса женщины в обществе. Женщине отводится подчиненное положение, она должна находиться под опекой мужчины - отца, мужа или сына.

В «Ману-смрити» содержатся правила наследования имущества, получения даров, ведения торговли и ростовщичества. Приводится перечень грехов и преступлений с установлением наказаний за них.

«Законы Ману» представляют собой энциклопедию религиозно-нравственных и правовых норм, регулировавших традиционное индийское общество согласно брахманской идеологии. Этот памятник заложил основы индуистской социальной философии.

Актуальность «Ману-смрити» в современном мире

«Законы Ману», несомненно, являются одним из величайших памятников древнеиндийской литературы и культуры. Однако в современном мире этот текст вызывает неоднозначную оценку.

С одной стороны, для индуистов-традиционалистов «Ману-смрити» по-прежнему остается авторитетным источником религиозных и этических норм. Они рассматривают «Законы Ману» как вечные и неизменные принципы устройства индийского общества.

В то же время многие положения «Ману-смрити» подвергаются критике в современном мире. Прежде всего, это касается закрепления кастового неравенства и дискриминации низших каст и женщин. Некоторые наказания, установленные «Законами Ману», представляются архаичными и жестокими с позиций современной этики.

Дискуссионным является вопрос о реальном влиянии «Ману-смрити» на жизнь древних и средневековых индийцев. Ряд исследователей полагает, что этот текст не имел большого практического значения и отражал скорее идеалы брахманской ортодоксии.

Тем не менее, многие положения «Законов Ману» глубоко укоренились в индийской культуре и оказали влияние на общественное сознание. Кастовая система, патриархальные семейные отношения, обычаи и ритуалы во многом базировались на принципах, сформулированных в «Ману-смрити».

Несмотря на критику отдельных аспектов «Законов Ману», этот текст по-прежнему остается важным источником для понимания традиционного индийского общества. В современном мире актуально критическое осмысление «Ману-смрити» с позиций гуманизма, равенства и справедливости.

Комментарии
в таблице надо 2 закона ману