Лирический герой это звучащая лира

Лирический герой является одним из важнейших понятий в поэзии. Это условный образ, который выступает от имени автора в лирических произведениях. Лирический герой выражает мысли, чувства и переживания поэта. Обычно он близок автору, но не тождествен ему. Иногда лирический герой может сильно отличаться от реальной личности создателя стихотворения.

Понятие "лирический герой" впервые использовал Юрий Тынянов в 1921 году, анализируя творчество Александра Блока. В дальнейшем оно получило развитие в трудах Лидии Гинзбург, Григория Гуковского и других литературоведов.

Определение лирического героя

Лирический герой – это условный образ рассказчика в лирическом произведении, выступающий от первого лица и наделенный автором определенными личностными чертами. Он близок автору по мировосприятию, но не тождественен ему.

По определению Лидии Гинзбург, лирический герой – «не только субъект, но и объект произведения». То есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность образа лирического героя прежде всего на своих чувствах и переживаниях.

Борис Корман определяет лирического героя как «одного из субъектов сознания, который является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой – это и носитель сознания, и предмет изображения». То есть он не только рассказчик, но и объект описания.

Некоторые исследователи, в частности Юрий Тынянов, разграничивают понятия «лирический герой» и «лирическое «я» поэта». Первый – это своего рода художественный двойник автора, обладающий собственной судьбой и пластической определенностью. Второе же тождественно автору.

История возникновения термина

Термин «лирический герой» был введен в обиход литературоведом Юрием Тыняновым в 1921 году, в его работе «Блок», посвященной творчеству Александра Блока. Именно Тынянов впервые четко разграничил понятия биографического автора и «лирического героя» как условного художественного образа, выступающего в роли рассказчика в лирических произведениях.

Тынянов подчеркивал, что лирический герой - это не реальная личность поэта, его alter ego, а особый субъект высказывания в поэтическом тексте. Лирический герой может быть близок автору, но не идентичен ему. Он наделен не только чертами автора, но и специально сконструированными характеристиками, необходимыми для создания определенного художественного эффекта.

После работы Тынянова термин «лирический герой» получил широкое распространение в литературоведении. Его активно разрабатывали такие исследователи, как Лидия Гинзбург, Григорий Гуковский, Виктор Виноградов, Борис Корман и другие. Они уточнили и дополнили определение лирического героя, выявили его отличия от других форм авторской субъектности в лирике.

Например, Лидия Гинзбург подчеркивала, что лирический герой выполняет двойную функцию - он не только субъект, рассказчик в стихотворении, но и объект изображения. То есть лирический герой описывает свои переживания и одновременно сам является предметом этого описания.

Григорий Гуковский проанализировал эволюцию лирического героя в русской поэзии XIX века - от романтического «страдающего героя» у Лермонтова до «лирического интеллигента» у Некрасова. Он показал, как менялся этот образ в зависимости от литературных направлений.

Благодаря этим и другим исследователям понятие «лирический герой» стало важным инструментом при анализе лирических произведений. С его помощью можно глубже проникнуть в замысел поэта и природу лирики как таковой.

Лирический герой в творчестве романтиков

Понятие «лирического героя» неразрывно связано с эпохой романтизма. Именно романтики впервые сознательно ввели в свои произведения особый образ рассказчика - «лирического героя», который стал выразителем их мироощущения и художественных идей.

Как отмечал литературовед Григорий Гуковский, лирический герой - это для романтиков - их художественный двойник, своеобразный миф о поэте, созданный им самим. Лирический герой наделен яркими индивидуальными чертами, особой судьбой и характером. Но в то же время он тесно связан с личностью автора, являясь воплощением его внутреннего мира.

Такой тип лирического героя ярко проявился уже в творчестве английских «озерных» поэтов - Вордсворта и Колриджа. Но по-настоящему раскрылся он в произведениях Байрона, широко использовавшего собственный образ в качестве лирического героя. Мятежный, страстный и гордый герой поэм Байрона стал олицетворением байронического индивидуализма и романтического духа бунта.

Подобный «мифо-биографический» лирический герой возникает и в творчестве Гейне, Мицкевича, Лермонтова. У каждого из них он приобретает индивидуальные черты, но в целом это герой-бунтарь, отверженный обществом страдалец, романтически-возвышенный мечтатель или иронический скептик.

Так лирический герой превращается в одно из ключевых средств самовыражения романтического мировосприятия. Через него поэт не только изливает свои чувства, но и формулирует определенную концепцию мира и человека в нем.

Лирический герой в русской поэзии

В русской поэзии понятие «лирического героя» начало активно использоваться с середины XIX века - эпохи расцвета романтизма. Поэты этого направления, подобно европейским романтикам, наделяли лирического героя яркой индивидуальностью и характерными переживаниями.

Показательно в этом плане творчество М.Ю. Лермонтова. Его лирический герой - это типичный романтический персонаж с характерным набором черт: одиночество, тоска, разочарование, противопоставление себя толпе, внутренний разлад. Можно сказать, что лирический герой для Лермонтова - воплощение его собственного мироощущения и поэтического кредо.

В последующие десятилетия образ лирического героя менялся вслед за сменой литературных направлений. У Некрасова он превращается в «страдающего интеллигента», обличителя социальной несправедливости. У Фета этот образ часто становится расплывчатым, лишенным конкретных очертаний.

В XX веке развитие лирического героя идет по пути все большей условности и отстраненности от автора. У Ахматовой он предстает как «гордая женщина», у Маяковского - как представитель «лирического мы», у Пастернака - как философски отстраненный рассказчик. Но, несмотря на эти метаморфозы, лирический герой остается важнейшим элементом русской поэзии, позволяющим автору выразить свое отношение к изображаемому.

Значение лирического героя

Лирический герой - одна из основополагающих категорий литературоведческого анализа лирики. Понимание его природы и функций необходимо для глубокого проникновения в суть поэтического произведения.

Как отмечал Григорий Гуковский, лирический герой - это что-то вроде «легендарной правды о поэте, предания о себе, завещанного поэтом миру». То есть через этот образ автор передает потомкам определенное видение жизни, сгусток своих переживаний и размышлений.

Благодаря категории лирического героя можно глубже проанализировать специфику авторского самовыражения в лирике. Ведь, в отличие от других родов литературы, в лирике нет резкой грани между автором и рассказчиком. Лирический герой как раз и выполняет функцию своеобразного «посредника» между ними.

Кроме того, анализ эволюции лирического героя позволяет проследить и изменения авторского мировоззрения, стиля, поэтики. Этот образ - своего рода квинтэссенция лирического произведения, выражающая его глубинный смысл. Поэтому его исследование дает ключ к пониманию как отдельного стихотворения, так и всего творчества поэта в целом.

Комментарии