Что представляют собой психология общения? Виды общения

Общение – это сложный акт психической деятельности, свойственной большинству живых существ. Если у низших насекомых, животных и птиц это происходит на рефлекторном уровне, то чем выше ступень развития живого организма, тем разнообразнее проявления мозговой деятельности. Естественно, что наиболее ярко она выражена у человека.

Общение и его виды

Как учит психология общения, виды общения связаны с такими понятиями, как потребность/необходимость в передаче информации; установке/развитии контактов между отдельными индивидуумами или социальными группами; совместная продуктивная деятельность. Они существовали с момента зарождения человеческого общества и будут иметь место до тех пор, пока оно существует. Изучает психология общения виды общения между отдельной личностью и множеством людей. Рассмотрим их подробнее.

  • Косвенное и прямое общение. Прямое осуществляется посредством личных контактов, когда люди говорят друг с другом. Косвенное же ведётся через посредников, вторых-третьих лиц.
  • Инструментальное общение и общение целевого назначения. Первое связано с решением различных деловых вопросов. При совместном производстве крайне важна психология общения, виды общения и формы их. А вот целевое более свободно, нейтрально. Оно призвано удовлетворить личные потребности в связях, отношениях, разговорах и т. д.
  • Общение вербальное (т. е. в устной словесной форме) и невербальное.
  • Опосредованное и непосредственное. Как и описанные выше, эти формы имеют целый ряд способов выражения. Психология общения, виды общения, связанные с ними, с одной стороны, более сложные, разносторонние, а, с другой, несколько упрощены.

Так, непосредственное связано с единством места и времени, необходимостью присутствия обоих/нескольких собеседников одновременно. И в этом его ограниченность. Зато оно более разнообразно в возможностях мимического, интонационного и иного выражения эмоций. Опосредованное общение более свободно от локальных и иных привязок. Оно не требует, чтобы собеседники находились рядом в момент речи. Например, сочиняя письмо другу, мы можем находиться от него за тысячи километров. Но вот увидеть улыбку, услышать тембр голоса и иные специфические нюансы уже невозможно.

Позиционно-функциональное общение

Это ещё далеко не все, что изучает социальная психология. Виды и функции общения не ограничиваются только перечисленными выше. Например, западные специалисты указывают, что, в зависимости от характера диалогов, выделяются позиция «родителя», «ребёнка» и «взрослого». Причём один и тот же человек, в зависимости от ситуации, выступает в каждой из них в течение одного дня и даже одной речевой ситуации.

Они свойственны людям, независимо от возраста, и принимаются как неосознанно, так и специально. «Родители» выступают в роли карающих и опекающих, а «ребёнок» - бунтующий или послушный. В этом плане классификация видов общения подразделяется на ряд позиций. Среди них, в первую очередь, выделяются такие как «на равных», «подчинённые», «давление сверху», открытые и закрытые. Они же, в свою очередь, считаются базовыми для 8-ми стилей индивидуального общения.

Эти и многие другие знания, получаемые социальной психологией, дают возможность грамотно, правильно строить отношения между людьми, воспитывать терпимость и толерантность, помогают адаптироваться в социуме.

Комментарии