"Первобытный страх" – помутнение разума

Мог ли режиссер Грегори Хоблит предположить, снимая кинокартину «Первобытный страх» по мотивам одноименного романа У. Дила, что буквально сразу после выхода в прокат она тотчас войдет в престижную десятку самых кассовых кинолент 1996 года?

Естественно большинство кинокритиков объясняло ошеломляющий успех присутствием в фильме Ричарда Гира, но на самом деле скандальный триумф картине обеспечило наличие эпатажных, провокационных мотивов относительно сексуальной подоплеки преступления. Создатели, сознательно манипулируя общественными нормами и моралью, постарались до краев насытить фабулу картины злободневной тематикой. Фильм «Первобытный страх» - это не только демонстрация политкорректных штампов и шаблонов, начиная от несовершенства судебной системы и бюрократизма и заканчивая психической невменяемостью некоторых индивидуумов, все намного сложнее. Но обо всем по порядку.

Помутнение сознания

Центральным персонажем фильма «Первобытный страх» выступает преуспевающий адвокат Мартин Вейл (Ричард Гир), который то ли от скуки, то ли желая получить дозу адреналина и лишний раз самоутвердиться, берется за бесплатное и на первый взгляд безнадежное дело. Ему противостоит со стороны обвинения женщина-прокурор, не лишним будет упомянуть, бывшая любовница Вейла, красавица Дженет Винейбл. Женщина затаила обиду на адвоката и естественно пытается взять реванш хотя бы на судебном поприще.

Мартин искренне уверен в невиновности своего подопечного. А подозреваемый в кровавом убийстве архиепископа, несчастный сирота с наглядной задержкой в умственном развитии, так и требует соучастия и сопереживания зрителя к своей участи. Яркий образ создал новичок «большого кино» Эдвард Нортон. Его способность перевоплощаться, меняться в лице вызывает дрожь и сочувствие. Вначале складывается твердое убеждение, что паренек невиновен и он обычный бедолага, часто жалующийся на помутнение сознания и страшные головные боли. Но в этом и есть психологическая интрига, картина «Первобытный страх» все же позиционируется как криминальный триллер, поэтому неожиданный поворот сюжетной линии закономерен. Дело постепенно оборачивается совершенно не так как ожидал главный герой, и правосудие терпит крах, ниспадает Фемида.

Актуальность спустя десятилетие

Главным плюсом картины «Первобытный страх», отзывы тому прекрасное подтверждение, является ее актуальность, которая спустя десятилетия не исчезла. Пусть для многих картина так и не стала откровением, но любителям жанра она принесла истинное наслаждение. Грандиозная, невероятная концовка, многогранность и сложность персонажей, возникновение дополнительных сюжетных перипетий – это и есть фильм «Первобытный страх». В нем нет однозначных победителей и побежденных, да и хеппи-энда тоже нет, лишь торжество вероломства, покалеченные судьбы и победа, ставшая поражением. Скрытый подтекст обеспечит отсутствие разочарования после просмотра даже у самого требовательного киногурмана.

Комментарии