Где располагается ручка КПП и как она взаимосвязана с коробкой передач?

Каждый автомобиль оснащается коробкой передач, которая передает усилия крутящего момента от ДВС на ведущие колеса. В свою очередь переключение скоростей невозможно без ручки КПП. Эта на первый взгляд малая деталь играет далеко не последнюю роль в автомобиле. Как она устроена и где располагается – далее в нашей статье.

Расположение и свойства

На данный момент практически на всех автомобилях ручка КПП размещается по центру относительно водительского и переднего пассажирского места, рядом с центральной консолью. Современный рычаг трансмиссии имеет напольно-дистанционное расположение. Сама деталь связывается с КПП при помощи тросиков, валика и специальной тяги (кулисы). Последний элемент располагается вне корпуса коробки. У центральной консоли ручка КПП располагается практически на каждом автомобиле, вне зависимости от того, коробка «автомат» это или «механика».

В некоторых случаях рычаг находится непосредственно на рулевой колонке. Это расположение было популярно на многих отечественных автомобилях, таких как 21-я «Волга» и «Москвич» старых образцов. Большую популярность он получил в 30-50-х годах прошлого века и активно применялся на машинах американского и европейского производства. В наши дни таким рычагом оснащаются лишь немецкие автомобили, да и то оборудованные АКПП и в лимитированных версиях. Причем это скорее не рычаг, а пара кнопочек, расположенных непосредственно на рулевом колесе (их называют «лепестками» переключения скоростей).

Почему подрулевая ручка КПП резко утратила свою популярность? Дело в том, что переключение передач таким рычагом влекло за собой повышенный износ тяг, повышался риск неполного включения/выключения скорости, а также «выбивание» передачи, вплоть до полного замыкания тяг. Поэтому в силу своей ненадежности подрулевые механизмы постепенно теряли свою популярность.

Схемы переключения

Большинство современных автомобилей имеют весьма примитивную схему переключения КПП, за счет чего ее очень легко выучить. Глядя на третье фото, можно увидеть, что передачи включаются в продольной или поперечной плоскости, а сами режимы размещаются параллельно друг от друга. При переводе ручки с одного режима в другой задействуется специальная вилка, которая толкает рычаг, и тот, сдвигая синхронизатор, включает нужную передачу. В нейтральном положении N устройство удерживается на нескольких или одной пружине (см. фото № 4).

Ручка КПП: тюнинг

На данный момент особо популярным стал тюнинг рычага коробки передач, особенно у владельцев отечественных автомобилей. Каждый второй «Жигуленок» оснащается не заводской ручкой КПП. Готовые устройства можно приобрести в любом специализированном магазине. Стоят они недорого. Хромированные ручки без узоров продаются по цене от 500 до 600 рублей. Такие же, только с неоновой подсветкой, стоят 1 000 рублей. Кожаные либо комбинированные (хром, узоры и кожа) стоят от 1 до 2 тысяч. Некоторые автомобилисты самостоятельно тюнингуют ручку КПП – приобретают небольшой кусок кожи, обрабатывают и зашивают его на штатное место.

Комментарии