Для здоровья и смелости для - капли датского короля!
В 1967 году свет увидел фильм «Женя, Женечка и "катюша"», позже окрещенный одной из самых нежных картин о Великой Отечественной войне. Ее главным героем стал юноша с Арбата и «сплошное недоразумение» по жизни Женя Колышкин. Создатели «Жени, Женечки…» и в самом деле наполнили свое кинодетище нежностью, светом, любовью и приключениями, сдобрив все это прекрасной песней «Капли датского короля». Автором ее слов выступил Булат Окуджава. Его перу, кстати, принадлежит и сценарий фильма.
Зачем кавалерам монаршие капли?
В своей песне Булат Окуджава признается, что с детства верил в силу целебных королевских капель, они, мол, и хворь любую лечили, и ударам сабель и свисту пуль способны были противостоять, и, правду сказать, помогали. Верить-то автор верил, да сколько истоптал он жизненных дорог, а заветного лекарства так и не нашел. Да и были ли они, капли-то эти?
А вот и были, оказывается…
Грудные капли (смесь отвара корней солодки с анисово-нашатырными каплями) пришли в Россию из Германии. Было это в XIX веке, и, возможно, их рецепт и правда составил король Дании. Некоторые склонны отождествлять эти капли с именем монарха Кристиана IX.
Король этот известен тем, что на пару со своей женой Луизой носил негласное звание «тестя и тещи Европы», настолько плодовитыми оказались они и их потомство. Оттого и связывают многие понятие «капли датского короля» именно с Кристианом IX. Пей, мол, лекарство и будешь таким же здоровым, могущественным и влиятельным.
Ну а при чем здесь кавалеры, спросит кто-то? Дело в том, что в том же XIX веке люди считали, что капли от датского монарха некоторым образом предохраняют и от болезней из серии «букета Венеры». Может, поэтому Окуджава и решил немного схулиганить, адресовав свое послание «кавалерам»?
Так про какого из Кристианов пел Окуджава?
Песня из «Жени, Женечки…» никакого отношения к Кристиану IX не имеет, заявляют по другую сторону исследовательских баррикад, не о нем поет Булат Окуджава. «Капли датского короля» посвящены Кристиану, это правда. Но не IX, а X.
Во времена Второй Мировой датский монарх Кристиан X стал символом движения датчан-патриотов, борющихся с нацистским режимом. С этой личностью связано множество занимательных историй, свидетельствующих о его доблести, отваге и беспримерной любви к Родине. Рассказывают, что, когда над одним из местных старинных замков вдруг начал красоваться фашистский флаг, король Кристиан категорично потребовал снять его. Ему ответили, что любой датский солдат, решившийся на такую дерзость, будет расстрелян на месте. Тогда Кристиан начал взбираться к ненавистному флагу самолично. Чем не герой для песни фронтовика-добровольца Окуджавы?
«Капли датского короля»: аккорды задора, слова веры
Исследователи творчества поэта скажут позже, что есть в песне из «Жени, Женечки…» какое-то «двойное дно». Вторая половина 60-х, вот-вот появятся неведомые до этого слова «диссидент», «шестидесятник», и в «Каплях…» чувствуется их скорый приход.
Уже само название многие в Союзе воспринимали как чудодейственный эликсир, дарящий чувства чести и порядочности, смелости гражданина и личной отваги. И хотя официальная пресса разгромила фильм в пух и прах, вытеснить любовь к нему из сердец простого народа она так и не смогла. Для него «Капли датского короля» и сегодня пахнут загадкой и юношеским задором, а в их состав по-прежнему входит озорство и мудрость.