Должностные инструкции продавца: какими они должны быть?

Чтобы работа любого магазина была эффективной, необходимо набрать квалифицированный персонал и составить документы, в соответствии с которыми должен строиться трудовой процесс. Составляя должностные инструкции продавца, необходимо понимать, что есть моменты, общие для любой торговой организации, а есть и нюансы, которые разнятся в зависимости от специфики товаров, которые продаются. Перед тем как работник подпишет документ, который подтверждает, что он ознакомился с инструкцией, позаботьтесь о том, чтобы она соответствовала должности и максимально полно отражала требования хозяина бизнеса. Допустим, должностная инструкция продавца бытовой техники обязана включать пункт о том, что работник должен уметь обращаться с этой техникой и проходить соответствующие тренинги.

Что должно быть прописано в общих положениях инструкции?

Необходимо внятно обозначить, какие предъявляются требования к человеку, который будет продавцом:

  • уровень образования (достаточно ли среднего, необходимо ли высшее);
  • есть ли требования к конкретному опыту работы или сроку стажировки;
  • необходимы ли специфические знания (например, иностранные языки, знание определенной информации).

Кроме того, в должностные инструкции продавца должен быть включен пункт о том, чем он должен руководствоваться в своей деятельности:

  • государственными законами;
  • внутрифирменными документами (уставами, приказами).

Необходимо обозначить, кому подчиняется продавец:

  • владельцу бизнеса;
  • управляющим;
  • непосредственным руководителям (старшему продавцу, например).

Какие обязанности должны быть вписаны в должностные инструкции продавца?

Работник должен выполнять на протяжении рабочего дня следующие действия:

  • поддерживать порядок на витрине и в торговом зале, своевременно поправляя выкладку;
  • производить заказы на товар (на склад или поставщику);
  • консультировать покупателей об особенностях того или иного товара, помогать в выборе;
  • активно продвигать те продукты, которые в данный момент в приоритете;
  • своевременно изменять ценники, если была произведена переоценка;
  • следить за сроками годности товаров.

Какую ответственность и за что несет продавец?

Должно быть прописано, является ли продавец материально ответственным лицом. Чаще всего за сохранность товара в зале отвечают все продавцы смены. А должностная инструкция продавца-кассира должна быть дополнена пунктами о том, как быть, например, с фальшивыми купюрами, недостачами, излишками в кассе. Также необходимо ввести и расшифровать информацию о коммерческой тайне и о том, как карается ее разглашение.

На что имеет право продавец?

В должностные инструкции продавца стоит включить информацию о том, что он может:

  • вносить предложения по улучшению работы магазина;
  • предъявлять обоснованные претензии руководству;
  • требовать предоставления необходимого оборудования, информации, которые помогут сделать работу качественной;
  • просить пересмотра заработной платы.

Конечно, эти пункты довольно схематичны, но помогут составить именно такой документ, который необходим в конкретной ситуации.

Комментарии