Современная методика преподавания учебных дисциплин требует, чтобы урок был максимально насыщен познавательным материалом, чтобы школьник вынес из него не только определённый процент новых сведений и знаний, но и умений, навыков. Главный принцип обучения строится на триаде: «ученик-учитель-ученик». Это значит, что именно школьник должен сам добывать знания, а учитель только играет роль режиссёра, вовремя направляя и поправляя своего питомца.
Пояснение термина
Как со всем этим связан синквейн? Примеры использования его на уроках в качестве занимательного, игрового или обобщающего момента доказывают, что весьма и весьма тесно. Но сначала объясним значение термина. Само слово пришло к нам из французского языка, есть оно и в английском. Так называется стихотворение-пятистрочка, особая форма которого сложилась под влиянием японских танку и хокку. Принципы ассоциативности, причинно-следственных связей, которыми богат синквейн (примеры можно найти в творчестве американской поэтессы Аделаиды Крэпси), сделал возможным использовать сам принцип его построения в педагогике. Таким образом, творческий метод из разряда «искусство» перешёл в преподавательскую практику. Он позволяет эффективно развивать
образное мышление и речь, является отличным инструментом при осмыслении и синтезе сложного программного материала. Занимательный, игровой элемент, присутствующий в момент работы над составлением стихотворения на заданную тему, пробуждает интерес школьников к изучаемому материалу, стимулирует их логику, развивает творческую сторону личности. Так, проходя тему «Имя существительное», можно предложить детям составить синквейн, примеры которого будут указывать на основные грамматические категории этой части речи.
Искусство составления
Как это выглядит на практике? Допустим: «Существительное – Независимое, самостоятельное/Склоняется, одушевляется, изменяется/Обозначает предмет в широком смысле/Сущее». Каким образом строится синквейн? Примеры, приведённые здесь, дают возможность пояснить это наглядно. Первая строка должна состоять из одного слова, как раз и выраженного существительным. Это тема стихотворения, одновременно его заголовок и ключевое понятие. Т. е. дальнейшее содержание должно раскрывать то, о чём в этой строке заявлено. Составление синквейна на следующем этапе – два
имени прилагательных, из которых строится вторая строчка. Затем, в третьей строке, используются только глаголы, их тоже 3. На четвёртом месте уже целая фраза, раскрывающая одну из смысловых сторон темы синквейна. И последняя, пятая строка – опять 1 слово, существительное. На первый взгляд такое построение кажется сложным. Но если потренироваться, дети быстро освоят методику и научатся составлять подобные стихи-головоломки сами. Чем они полезны: позволяют абстрагироваться от мелочей, частностей и выделять наиболее значимые моменты.
Лингвистические игры
Объяснив доходчиво правила синквейна, учитель может посвятить этой теме часть занятия на лингвистическом кружке или факультативе. Какие примеры стихотворений могут быть у школьников в связи с изучением темы «Поэт и поэзия» в творчестве Пушкина? Естественно, каждый литературу воспринимает субъективно. И всё же, что может получиться: «Поэт/Независимый, гонимый/Призывает, воспитывает, критикует/Поэзия – высшее отражение жизни/Искусство».
Приём синквейна можно использовать в педагогической практике широко, по различным предметам.