Полонез Огинского (ноты для фортепиано) был когда-то так же популярен, как сейчас рок

Полонез – старинный польский танец. Это не обычный танец, а шествие, традиционно исполнявшееся на свадьбах, в самом начале бала. Оно задавало тон всему празднику, подчеркивало его возвышенный характер. Танец исполняется по определенным правилам, пары выполняют строго определенные фигуры.

Полонез – народный польский танец, который был очень распространен, использовался на каждом танцевальном вечере вне зависимости от места его проведения: и в богатых гостиных, и на сельском празднике.

Композитор и патриот

Михаил Клеофас Огинский – один из представителей польской знати. В сложный для своей родины момент, когда несколько европейский держав (Россия, Австрия и Пруссия) планомерно уничтожали Польшу, принял участие в организации восстания. Он отдал на это сопротивление все свои деньги, сам встал во главе созданного им же отряда. Это восстание известно под именем «восстание Костюшко». Но, конечно, две с половиной тысячи человек ничего не могли поделать с армиями трех европейских держав, поэтому восстание было подавлено.

После разгрома восстания Огинскому удалось избежать плена и скрыться по поддельным документам. Он через Австрию перебрался в Италию, в Венецию.

Полонез

Полонез Огинского был написан в изгнании, в городе Венеции. В оригинале он называется «Прощание с Родиной». Очень характерно, что для такого трагического произведения выбран именно любимый народный танец. Изначально произведение было написано для клавира, но потом было переложено на множество других инструментов.

В Европе достаточно быстро узнали эту прекрасную музыку – полонез Огинского. Ноты для фортепиано тогда, конечно, еще не были широко распространены, его исполняли на других инструментах. Само фортепиано в современном виде появилось только в середине 18-го века. Но постепенно в первой половине 19-го века этот инструмент распространяется, прежде всего, в Петербурге.

Ноты «Полонез Огинского» для фортепиано

Огинский был амнистирован императором Александром I, ему были возвращены некоторые его имения и даже предоставлена возможность жить на территории современной Белоруссии, то есть практически вернуться на родину.

Балы, такие модные в Петербурге и Москве, постепенно сделали очень популярными полонез Огинского. Ноты для фортепиано появились, стали востребованными не только музыкантами, но и уездными барышнями. Домашние концерты, небольшие балы – на таких здесь теперь тоже нередко звучит полонез Огинского. Ноты для фортепиано появились в 1831 году, их издали в Италии. Есть свидетельства, что сам Огинский издавал свои произведения на свой счет несколько раньше, но известным стало именно итальянское издание. Сейчас появились публикации, что полонез Огинского (ноты для фортепиано) написан вовсе и не Огинским, и вовсе не на рубеже 18-го и 19-го веков, а значительно позже. Конечно, сложно понять, какую именно музыку исполняли в то время, ведь аудиозаписей, естественно, нет. Но зато есть свидетельства. Например, Фаддей Бенедиктович Булгарин пишет о таком произведении, как полонез Огинского. Ноты для фортепиано, оркестровое исполнение этого произведения известны всем исполнителям и любителям хорошей музыки. Такие свидетельства нельзя не учитывать.

Комментарии