Притчи о счастье. Притча о женском счастье
Любая притча – это короткий рассказ. Выводом из него является какая-то нравственная максима, которую автор или рассказчик притчи о счастье хочет донести до слушателя или читателя.
Как правило, эти притчи всегда сначала рассказывались, а потом записывались, и труды переписчиков и интерпретаторов могли и утаить или потерять в веках смысл, моральный посыл. Мудрые притчи о счастье могли потерять часть мудрости, которая содержится в непонятных нам оттенках, но основная максима всегда оставалась неизменной.
Китайские притчи о женском счастье
Китайцы свои предания о счастье чаще всего сводят к вопросам гармонии и мудрости. Женское счастье в Китае – это не нахождение или обретение романтической привязанности, а гармоничное существование в доме - полной чаше - со здоровыми сыновьями.
Последний попросил у бедной особы напиться. Та бросила ему в чашу с водой немного соломы. Разгневанный мастер обманул женщину, предложив ей ради увеличения ее счастья и достатка перенести дом не в удачное, а в гиблое место. Каково же было его удивление, когда он увидел, что дела ее пришли в полный порядок. Он напомнил ей о соломе. Женщина ответила, что она заставила мастера пить медленнее, и он не заболел, выпив впопыхах и с жадностью ледяную родниковую воду. Он понял, что ее за доброту и мудрость счастьем одарил Будда, а человеческое желание навредить пошло в разрез с волей божества.
Так что китайская максима женского счастья проста: делай что должен, а Будда учтет.
Индийские притчи о женском счастье
Индийские притчи о женском счастье - это не всегда истории про Ситу и Раму, где вознаграждается только самопожертвование. Есть и сказания, несущие более щадящую и человечную идеологию.
Так, в сказе о воловьем молоке мудрая дочь философа спасает отца от расправы падишаха, поручившего тому невыполнимую задачу – найти воловье молоко. Удачной шуткой о беременности мужчины девушка смягчает гнев владыки и в итоге, благодаря своей смелости, смекалке и уму, становится его женой.
Судьбу, которая неуклонно ведет к гибели женщину почти в начале каждой истории - притчи, Сита побеждает самоубийством и костром, а дочь философа – находчивостью. Это, как минимум, позволяет говорить о том, что в исламской религиозной традиции роль женщины куда выше, чем в более древних религиях, и прав на счастье она не только имеет больше, но и может делиться своей радостью с близкими.
Притчи о женском счастье в «Тысяче и одной ночи»
Количество преданий об умных, красивых и удачливых женщинах в сборнике арабских и иранских сказок исчисляется сотнями. Практически в каждой из них умные дамы избавляют возлюбленных от проблем, направляют людей на путь истинный, спасают царства. Основной максимой почти каждой притчи о женском счастье является логический посыл: твое счастье в твоих руках. Это плод твоего ума и внутренней силы.
Притчи о счастье тут, очевидно, можно рассматривать как инструмент повышения конкурентоспособности популяции за счет создания из женщины самостоятельного игрока или бойца. Можно вспомнить хоть историю об Али-Бабе. И этот посыл очевиден почти во всех арабских сказаниях.
Буддийские притчи о женском счастье
Буддизм, что характерно, в своих сказаниях мало разделяет мужчин и женщин. Все мы на пути перерождения, и женское счастье от мужского не отличается, цель жизни - просветлиться и переродиться на более высоком уровне. Это, скорее, алгоритмы достижения нирваны, а не притчи о счастье, короткие наставления о пути защиты и развития души выглядят не рекомендацией, а инструкцией.
Дорога к счастью в буддизме устелена философским познанием, а не коврами ручной работы, как в арабской традиции и некоторых русских сказках. Это чувство - не более чем состояние ума. Оно нематериально. Хочешь быть счастливым – будь им, ведь так говорил Будда.
Притчи о женском счастье в европейской традиции
Европейская традиция рассказов о женском счастье выросла из притч царя Соломона и истории о двух Мариях. Три тысячи сказаний упомянутого правителя – это совокупность нравственных норм, с помощью которых он осуществлял невербальное управление народом.
Если царь-многоженец много внимания вопросам самостоятельного достижения женщинами счастья не уделял, то Иисус подчеркнул, что ему более дорога не та Мария, которая хлопочет о приеме гостей, а та, которая слушает его речи. Интересно, что позднейшая религиозная традиция этого посыла не услышала, и продолжила определять место женщины на кухне.
Таким образом, можно обратить внимание на то, что уважительное отношение к правам дам на счастье и самостоятельное его достижение есть в конфуцианстве, исламе и раннем христианстве. Индуизм, иудаизм и позднее (до протестантства) христианство женщину как объект действия не рассматривали и права на самостоятельное счастье ее почти лишали. Уже в период раннего Ренессанса влияние Востока проявилось, прежде всего, в "Декамероне" и схожих сборниках новелл – те же притчи о счастье. И вновь на свет рождаются умные жены и удачливые любовницы.
Что такое современная притча?
Современные сетевые притчи о женском счастье почти все основаны на буддийской или йогической идеологии . Освободись от желаний, просветлись, слейся с Космосом - и будет тебе и женское счастье, и новый кусок пирога. Активная деятельность и разум тоже почти исключены. Какой-то моральной максимы в этих современных преданиях практически нет. Так что утверждать, что притча - секрет счастья современной женщины, достаточно сложно. Ну что ж, какое время – такие и сказания, да и феминизм никто не отменял.