Фильмы с непредсказуемым концом. Лучшие и самые захватывающие фильмы с неожиданным финалом

Сейчас уже так сложно удивить искушенного зрителя, что режиссеры идут буквально на все вообразимые и невообразимые шаги. Но некоторые, казалось бы, совершенно новые приемы, над которыми годами потеют сценаристы, вызывают у современных киноманов только равнодушные смешки и красноречивые зевки.

Фильмы с непредсказуемым концом или война за зрительское внимание

В каждом жанре кино есть свои собственные принципы завоевания и удержания аудитории, но многие из них солидарны в одном – неожиданная концовка интригует зрителя лучше всего. Однако именно благодаря популярности этого приема фильмы с непредсказуемым концом уже чересчур прижились. Опытный киноман всегда сможет определить наличие такой концовки заранее, только просмотрев первые пятнадцать минут хронометража, так как у него вырабатывается стойкий иммунитет ко всему «неожиданному» и «удивительному». Есть апогеи, которые вызывают восторг даже у прожженных кинолюбителей, а есть и такие, которые буквально за несколько секунд портят великолепную идею фильма.

Талантливое кино талантливо во всем

В первую очередь, стоит рассмотреть киноленты, в которых и сам сюжет хорош, и финал в стиле «О, какой поворот!» оправдан и логичен.

Вообще, фильмы с непредсказуемым концом – это, по большому счету, ужасы и триллеры, в которых присутствует элемент нагнетания атмосферы, после чего зрителя «добивают» сюжетным поворотом в конце. Хороший пример – таиландская кинокартина ужасов «Неразлучные». Американцы так ею прониклись, что уже через два года выпустили ремейк, назвав его «Незваные». Солидарны с ними создатели фильма «Пандорум»: концовка хоть и не особенно объяснена логически, но заставляет волосы на голове слегка зашевелиться. Наряду с ними стоит упомянуть классическую картину «Другие» с Николь Кидман в главной роли, финальные сцены которой заставляют переосмыслить всю киноленту. Один из самых популярных примеров «поворотной» концовки – это первая часть фильма «Пила». Наверняка никто не ожидал, что холодный труп, весь хронометраж пролежавший недвижно, вдруг поднимется и окажется главным злодеем. Есть и менее известные фильмы с непредсказуемым концом, такие как, например, «Шоссе», «Первобытный страх», «Дьявол» и «Статика».

Кашу маслом… испортишь?

Однако хорошее кино подобными концовками испортить легко. Увидев такое, зритель, пару секунд похлопав глазами, влепит фильму жирную «двойку» и пожалуется на то, что неплохая оригинальная идея была безбожно испорчена. Очень хороший пример – недавняя премьера - «Транс» с Джеймсом Макэвоем в главной роли. Заявивший о себе как об интеллектуальном и глубокомысленном кино, в самом конце фильм скатывается в совершеннейший хаос. Идентичная ситуация наблюдается в картине «Пекло». Фильмы с непредсказуемым концом не спасет даже хороший актерский состав, если создатели используют прием «интриги ради интриги». Ту же ошибку допустили в киноленте «Престиж». Мистический и немного исторический фильм буквально за пару минут превратился в детскую фантастику, вызвав у многих зрителей широкую, но сочувственную улыбку.

Похожая ситуация произошла с фильмом «Я – легенда», снятым по мотивам одноименного романа Ричарда Матесона. Оригинальный финал перевран, и это сильно искажает основную мысль произведения и его мораль.

Фильмы, которые можно смотреть с конца

Список фильмов с непредсказуемым концом довольно значителен, и дальше было бы логично упомянуть те киноленты, которые удались именно благодаря использованию этого приема. Для начала можно вспомнить о проходной картине «Ловкие руки». Несмотря на блистательного Стюарта Таунсенда, сыгравшего вампира Лестата в «Королеве проклятых», кино это очень скучное и размеренное. Любители историй о крупных картежных аферах и выигрышах, может быть, и досмотрят этот фильм до конца, и только в этом случае не будут разочарованы. Очень похожая проблема наблюдается с лентой «Фантомы», ремейком таиландского «Затвора». Как уже говорилось выше, фильмы с самыми неожиданными концовками – это чаще всего ужасы, и «Фантомы» заявлен именно в данном киножанре. Однако способна испугать зрителя в этом кино как раз-таки только концовка. Фильм «Дитя тьмы» страдает от того же синдрома.

Саму киноленту смотреть не особенно интересно, сюжет провисает, а диалоги как будто придумывали пятилетние дети. Но финальные кадры устраняют чувство напрасно потерянного времени и даже позволяют назвать фильм «крепким середнячком».

Сюжетный поворот как залог зрительской фрустрации

Самые лучшие фильмы с непредсказуемым концом могут вызвать у зрителя чувство раздражения или несправедливости, а некоторые из них чуть ли не заставляют выть от злости. Создатели такого кино, однако, и рассчитывают вызывать у кинолюбителей именно такие эмоции. Зрители, знающие о возможности такой концовки и переживающие за главного героя, чуть ли не молятся о том, чтобы их предположения оказались ошибочными.

Такое положение вещей наблюдается в громком триллере «Райское озеро». Героиня борется за выживание полтора часа хронометража, но в итоге, благодаря сюжетному повороту, ее все-таки настигает худший исход. Многим знакома кинокартина «Семь», показывающая душевные страдания Гвинет Пэлтроу, Моргана Фримана и Брэда Питта. За два с половиной часа зритель привязывается к герою Питта, поэтому такая развязка вызывает у него полнейшую фрустрацию и иногда даже легкий шок и отказ верить в произошедшее. Еще один захватывающий фильм с неожиданным финалом – «Синистер». Хоть его последние минуты и являются классикой жанра «ужасы», зритель все равно чувствует себя так, как будто у него прямо из-под носа забрали конфету.

Неоднозначность и экзистенциализм

Иногда прием неожиданной концовки оставляет зрителю поле для размышлений, наделяя фильм так называемым «открытым финалом». «25-й час» с Эдвардом Нортоном в главной роли позволяет кинолюбителям самостоятельно додумать дальнейшее развитие событий. Учитывая то, что «25-й час» - это довольно размеренная и немного грустная жизненная драма, такая концовка является некой аллегорией. Создатели показывают зрителю, что в жизни всегда возможен выбор, от которого и зависит судьба. Однако есть и триллеры с неожиданной концовкой, список которых возглавляет британский фильм «Бессердечный».

Как-то однозначно трактовать финал этого кино нельзя, поэтому зритель ощущает надежду и светлую веру в лучшее будущее для героя. Также в этом списке логично было бы видеть картину «Треугольник». Фильм и сам по себе является очень неоднозначным, и концовка у него точно такая же.

«А все так хорошо начиналось!»

Но именно такая бешеная популярность приема неожиданной концовки виновна в том, что не слишком талантливые режиссеры вовсю используют его, иной раз совершенно ничем не оправдывая. Чаще всего этим грешат создатели фильмов ужасов. К примеру, «Мой кровавый Валентин 3D» - это в целом неплохой фильм с неожиданным финалом, который никак не объяснен.

Возможно, дело в том, что в главной роли здесь Дженсен Эклз, и режиссер сделал ставку на его зеленые глаза, а не на продуманность и логичность сценария. В любом случае концовка очень предсказуема и смотрится слишком уж притянутой за уши. Абсолютно то же самое можно сказать и о «Полуночном экспрессе» - фильме ужасов 2008 года с Брэдли Купером в главной роли. Вроде бы удачная картина с мастерски нагнетаемой атмосферой и интересными персонажами ужасно испорчена неудачной и якобы неожиданной развязкой. Гораздо логичнее было бы показать развитие сюжета последовательно или дать зрителю какие-то намеки на подобный финал, но брать его из ниоткуда – слишком непродуманный ход.

Не умеешь – не берись

Некоторые неудачные киноленты не спасает даже неожиданная и интригующая концовка. Чаще всего в подобных фильмах о подобном исходе событий зритель может догадаться еще на начальных титрах.

Яркий пример – картина «Палата» с красавицей Эмбер Херд. Логические провалы в сюжете, плохая актерская игра и странное освещение уже создают не самое лучшее впечатление, поэтому «неожиданная» концовка изо всех сил старается удивить разочарованного зрителя. Но финал улетает в тартарары вместе со всем хронометражем, оказавшись не менее провальным. То же самое можно сказать и о «Пожирателе душ», сценарий которого, кажется, был написан под впечатлением от чьего-то нездорового сна. Иногда создателям кино кажется, что чем больше они запутают зрителя и чем больше непонятных слов наговорят, тем интереснее ему будет казаться кинокартина. Однако все работает с точностью до наоборот. Неожиданная концовка точно так же не вытянула провальные фильмы «Запретная зона», «Астрал» и «Аполлон 18», хотя расчет был явно на нее.

Хорошее кино – иголка в стоге сена

Почему сейчас так популярно оставлять финал фильма в подвешенном состоянии или «награждать» картину ничем не мотивированным сюжетным поворотом в конце, ответить сложно. Скорее всего, современный кинорынок настолько переполнен совершенно разной продукции, что режиссерам и сценаристам уже просто нечего предложить потенциальному потребителю. Но это не заставляет настоящих киноманов унывать, ведь чем больше снимают непотребства, тем выше ими ценится по-настоящему талантливое кино.

Комментарии