Ордер тосканский как элемент, придающий зданиям величественный вид

Составной частью искусства градостроения или «застывшей музыки», как часто называют зодчество, является архитектурный ордер. Слово произошло от латинского выражения "ordo", что означает "строй, порядок". Это упорядоченная, доведенная до совершенства, опирающаяся на строгие расчеты и правила стоечно-балочная конструкция.

Возникновение тосканского ордера как архитектурной формы

Со времен древних средиземноморских цивилизаций до наших дней существуют 5 архитектурных ордеров. Были более поздние попытки создания французского и американского ордеров, но им не удалось стать вровень с классической пятеркой, представители которой отличаются друг от друга размерами и пропорциями, художественной трактовкой элементов, местом возникновения. Наряду с Элладой существовала Древняя Этрурия (современная Тоскана). Отсюда и название – ордер тосканский, но иногда его называют еще этрусским. Считается, что древняя Греция подарила миру три архитектурных типа – дорический, ионический и коринфский, а позднее возникли еще два – тосканский, или простой, и сложный, которые появились в Древнем Риме. Другие исследователи, например древнеримский архитектор и механик Витрувий, утверждают, что ордер тосканский представляет собой более древнюю, или архаичную, форму колонны дорического типа. Во всяком случае, об их родстве говорят определенная схожесть конструкций и планировок храмов, оба отличаются устойчивостью. Само второе название - «простой» - говорит о том, что ордер тосканский выделяется из всех своей незатейливостью и надежностью.

Пропорции и соотношения ордера

Что же представляет собой ордер вообще? Это архитектурная конструкция, представляющая собой комплекс, состоящий из пьедестала, колонны, несущих деталей и антаблемента – несомой части. Для всех пяти ордеров характерно данное построение, в каждом из которых все части соизмеримы между собой. Кроме того, существует деление на полный и неполный ордеры, в которых общая высота архитектурной конструкции состоит из 19 архитектурных обломов в первом случае и пяти – во втором. Распределяются они следующим образом:

- пьедесталу достаются 4 части общей длины;

- колонне достаются 12 частей;

- антаблементу, соответственно, три части.

Что касается неполного варианта, в котором отсутствует пьедестал, то распределение идет как четыре и одна часть. Интересны и составляющие самого антаблемента, который включает в себя три части: архитрав, фриз и карниз. Ордер тосканский отличается от своих собратьев еще и тем, что в его верхней несущей конструкции отсутствует фриз, средняя утопленная часть.

Особенности построения

Видимая внешняя простота полного варианта несколько обманчива. Эта архитектурная форма от цоколя до аттика насчитывает в себе 32 детали. Такие специфические понятия, как энтазис или утонение, модуль, парта, используются для того, чтобы рассчитать тосканский ордер, построение которого обосновано в труде «Об архитектуре» упомянутого выше Витрувия. И расчет, и построение отличаются сравнительной простотой, потому что все величины, применяемые для этого, кратны между собой. Так, модуль представляет собой радиус основания колонны, а ее высота насчитывает (у тосканского ордера) 7 диаметров, каждый из которых содержит 24 парты. На 1/3 высоты цилиндрическое тело колонны принимает коническую форму. Это и называется энтазисом.

Значение античных ордеров в архитектуре последующих времен

Все древнегреческие и древнеримские ордеры широко применялись в античной архитектуре. Ими отделывались фасады храмов и правительственных зданий, с их помощью возводились ротонды и открытые галереи. Собственно, только по ним и можно судить об архитектуре и декоративном искусстве древности. Затем на долгие времена интерес к ним был утерян и вновь стал проявляться в XV веке, в эпоху Возрождения. Не остались равнодушными к этим архитектурным формам барокко и классицизм. Одним словом, интерес к ним стал угасать лишь к концу XIX века. Тосканский ордер в архитектуре русского ампира занимал видное место. Многие православные храмы отделывались колоннами. Ярким представителем ампира в России был Карл Росси. И на улице его имени в Санкт-Петербурге, на фасадах других зданий Москвы, Севастополя (Графская пристань) присутствуют архитектурные элементы времен Древней Греции и Рима. Они, по сложившейся традиции, символизируют величие духа и воинскую славу нации.

Комментарии