Молитва Оптинских старцев на каждый день. Утренняя и вечерняя молитвы
Оптину пустынь можно назвать как угодно: символом православия, намоленным местом, святой землей – все будет соответствовать действительности. Само ее расположение: близость к Козельску, городу русской славы, державшему до последнего жителя 7-недельную оборону против войск Золотой орды – предполагает присутствие на этой земле особого духа.
Возникновение пустыни
Долгое время Оптина пустынь подвергалась набегам, захватам, опустошениям силами внешних и внутренних врагов России. И только в 1796 году стараниями митрополита Платона настоятелем монастыря становится отец Авраамий, при котором началось возрождения скита и появление первых старцев, людей, достигших определенных вершин духовного совершенства.
Расцвет Оптиной пустыни
Всероссийская слава, как и настоящий расцвет монастыря, началась в 20-х годах XIX века, когда пост настоятеля занял архимандрит Моисей, святой человек и замечательный хозяйственник. При нем отец Лев в 1829 году официально основал старчество. Преподобные старцы селились в небольшом скиту, который был построен в 1821 году. Сподвижниками основателя Оптиной пустыни были святые отцы Клеопа и Феодор. Молитвослов еще не был сложен, и молитва Оптинских старцев на каждый день была им в трудах подспорьем. Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Достоевский и Соловьев подолгу жили в ней, набираясь душевных сил, посещали ее Лев и Алексей Толстые. «Отец Сергий» был написан под впечатлением от Оптиной пустыни.
Собор преподобных Оптинских старцев
Наследие старцев включает в себя книги, советы, письма, молебны. Молитва Оптинских старцев на каждый день – также часть этого наследия. Исаакий II (после него старцев уже не было) и ряд его сподвижников, обитателей Оптиной пустыни, были расстреляны в 1937 году. Настоятель скита Нектарий умер в 1928 году у себя в келье, предупредив свой арест на один день.
Самые тяжелые годы православия на Руси
Судьба сотен представителей духовенства в 30-е годы XX века была трагичной. Поэтому молитва последних Оптинских старцев содержит только мольбу Господу о смирении, о спокойном и достойном принятии вызовов действительности, трактуя их как проявление его воли, мольбу о ниспослании душевной крепости, отсутствия сомнений и способности преодоления утомления в конце дня. Без такой молитвы (она входит сейчас во все православные молитвословы) трудно было, наверное, сохранить веру. Один специалист назвал молитву внеконфессиональной и психотерапевтической. Безусловно, повторяя ее все время, как заклинание, можно было как-то просыпаться и засыпать в условиях репрессий 37-го года. (Речь идет о тех людях, которые были обречены на эту участь, конкретно - о духовенстве).
Уникальные молитвы старцев
Утренняя молитва как заклинание о счастье
Оригинальность молитв Оптинских старцев
Вечерняя молитва Оптинских старцев тоже способна вызвать и чувство удивления, и желание читать ее вновь и вновь. Эффект усиливают неоднократные, повторяющиеся обращения и восторженность, подчеркнутая восклицательными знаками. Остается ощущение, что эти две молитвы подразумевают дружеское расположение Господа к молящемуся. Безусловно, они уместны в устах человека жизнелюбивого, радостного и удачливого, убежденного в том, что завтрашний день будет таким же замечательным, как и сегодняшний. Он докладывает вечером Богу о счастливо прожитом дне. Радостно благодарит его за помощь, прощает все и всех (и себя в том числе) за допущенные огрехи, не сомневается в том, что Господь поступит так же.
Хорошие молитвы, понятные, близкие – в этом и заключается, наверное, великая мудрость преподобных старцев.
Собственно, молитва Оптинских старцев на каждый день – это любая молитва, взятая из молитвослова и подходящая к конкретному случаю. Роль ежедневной может выполнять как утренняя, вечерняя, так и акафист и служба иконе Божьей Матери, именуемой «Спорительница хлебов».