Ямб: что это такое и примеры из классической поэзии
Ямб и хорей - два основных двусложных размера, широко используемых в русской поэзии. Их правильное чередование придает стихам особую мелодичность и ритмичность. Однако начинающим поэтам часто бывает сложно их различить и правильно применять.
В этой статье мы разберем, что представляют собой ямб и хорей, рассмотрим примеры их использования великими классиками, как Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым, и покажем простой способ отличить эти размеры друг от друга.
Эти знания помогут как начинающим, так и опытным поэтам лучше контролировать ритмику своих стихов и добиваться нужного эмоционального эффекта с помощью чередования ямба и хорея.
Определение ямба и хорея
Ямб и хорей – это два основных двусложных размера в русской силлабо-тонической системе стихосложения. Оба размера имеют в основе стопу, состоящую из двух слогов. Различие между ними заключается в месте ударного слога: в ямбе он ставится на втором месте, в хорее – на первом.
Таким образом, ямб имеет схему «неударный слог – ударный слог» (U —), а хорей – «ударный слог – неударный слог» (_ U). Благодаря такому чередованию ударных и безударных слогов в стихотворной строке возникает особый ритм, который придает стихам музыкальность.
И ямб, и хорей широко используются в русской поэзии, начиная с XVIII века. Классические примеры ямба – строки А.С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», «Зима! Крестьянин, торжествуя». Примеры хорея – строки того же Пушкина «Вот бредет снегирь, предвестник зимних дней», «Что ты клонишь над водами». Для быстрого различения этих размеров можно использовать простой метод подбора «слов-индикаторов» – «дела» для ямба и «мама» для хорея.
Примеры ямба и хорея в классике
Классические примеры ямба и хорея можно найти в творчестве великих русских поэтов XIX века, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и других. Они активно использовали оба этих размера для создания лирических произведений.
Например, одно из самых известных стихотворений Пушкина «Я помню чудное мгновенье» написано четырехстопным ямбом. Вот фрагмент:
«Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты».
А.С. Пушкин
Здесь отчетливо видно чередование ударных и безударных слогов, причем ударение падает на второй слог в каждой стопе. Так проявляется основной признак ямба. А вот пример четырехстопного хорея у Пушкина из стихотворения «Зима! Крестьянин, торжествуя...»:
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь; / Его лошадка, снег почуя, / Плетется рысью как-нибудь».
А.С. Пушкин
Здесь, наоборот, ударение падает на первый слог в каждой стопе. Это и есть основной признак хорея.
Другой яркий пример использования ямба – знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина. Оно тоже написано четырехстопным ямбом, что придает стихам особую торжественность и пафос:
«Погиб поэт! – невольник чести – / Пал, оклеветанный молвой, / С свинцом в груди и жаждой мести, / Поникнув гордой головой!..»
М.Ю. Лермонтов
Вот такие яркие примеры использования двух основных двусложных размеров – ямба и хорея – можно найти у классиков русской поэзии. Зная отличительные черты каждого из них, что такое ямб и хорей, мы можем наслаждаться гармоничным звучанием великой русской лирики.
Практические советы по использованию
Знание того, что такое ямб и хорей, помогает не только разбирать классические стихотворения, но и использовать эти размеры в собственном литературном творчестве. Вот несколько практических советов по применению ямба и хорея.
- При сочинении стихотворений в ямбе или хорее контролируйте расположение ударных и безударных слогов в строке. Ударение на втором слоге – ямб, на первом – хорей.
- Старайтесь придерживаться выбранного размера на протяжении всего стихотворения, чтобы не нарушать ритмическую структуру.
- Используйте ямб для передачи спокойного, размеренного настроения, хорей – для более подвижных, задорных мотивов.
- Экспериментируйте с длиной строки: четырехстопные или пятистопные ямб и хорей звучат наиболее традиционно для русской поэзии.
Кроме того, полезно почитать стихи мастеров этих размеров – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета и других классиков. Анализируя их произведения, можно уловить характерные особенности звучания ямба и хорея, что в последствии поможет в собственном поэтическом творчестве. Конечно, с первых попыток не стоит ожидать шедевров – но при упорной работе над стихом эти прекрасные размеры откроют вам свои секреты и возможности!
Поэтому знание основных сведений о том, что такое ямб и хорей, плюс регулярные упражнения в написании стихов помогут овладеть этими прекрасными поэтическими инструментами.
Как быстро отличить ямб от хорея
Несмотря на схожесть ямба и хорея как двусложных размеров, отличить их друг от друга довольно просто. Главное – обращать внимание на место ударного слога в каждой стопе.
Вот несколько советов, как быстро определить, перед вами ямб или хорей:
- Прочитайте строку стихотворения вслух, прислушиваясь к ритму и расположению ударений.
- Определите, из каких слогов состоит стопа – скорее всего, это будут два слога (реже встречаются односложные или трехсложные стопы).
- Посмотрите, на какой слог падает ударение в каждой стопе: на первый или на второй. Если на первый – перед вами хорей, если на второй – ямб.
- Также можно использовать «слова-индикаторы»: подставить слово «мама» для проверки хорея, «дела» - для проверки ямба. Если ритмика совпала – значит, определили верно.
Например, возьмем известную строку:
«Унылая пора! Очей очарованье!»
Ф. Тютчев
Прочитаем ее, прислушиваясь к ритму. Стопа здесь явно двусложная. Ударение падает на первый слог в каждой стопе. Значит, это хорей. Проверим «словом-индикатором»:
«Унылая пора! Очей очарованье!»
мАма мАма мАма мАма мАма
Ритмика совпала, подтверждая наше определение размера. Как видите, определить, что перед нами – ямб или хорей, используя простые приемы, можно довольно быстро, тут же проанализировав строку стихотворения.