В каком регионе Испании зародился танец хота? Его особенности и разновидности

Перед тем как величайший русский композитор Глинка написал свою красочную оркестровую пьесу «Арагонская хота», ему пришлось очень тщательно изучить все традиции испанской народной песни и танца во время посещения этой страны. Но слушая это произведение, невольно задаешься вопросом: в каком регионе Испании зародился танец хота?

Возникновение танца

Несмотря на то что первый образец этого танца, который дошёл до наших времён, относится к концу восемнадцатого века, сам он возник гораздо раньше. До сих пор это национальный танец.

Родина танца хота – север Испании, провинция Арагон. Само название означает «скачок». Именно это движение и является основным. Считается, что хота произошла от древних гимнов, означающих в те времена как танец, так и песню. Возможность потанцевать представлялась также и на процессиях и похоронах, провожая умершего в последний путь.

До сих пор хота является популярным танцем не только на ее исторической родине, но и в других странах. Некоторые народы переняли ее, внеся свои изменения. И сегодня хоту исполняют на различных фестивалях и общественных мероприятиях. А некоторые европейские композиторы включили ее в свою музыку.

Суть танца

Во время танца (и это не зависит от того, в каком регионе Испании зародился танец хота) исполняются песни, тематика которых весьма широка: от религии и патриотизма до брака, любви и сексуальных подвигов. Они предназначены для сплочения сообщества, а также пробуждения чувства национального самосознания людей. Именно поэтому танец хота исполняется на всех знаменательных торжествах в жизни каждого человека.

Изначально она являлась очень сложной для исполнения. Это очень красивый танец в сопровождении кастаньет, где исполнители одеты в национальные костюмы, а женщины и мужчины танцуют обычно попарно. В классическом представлении хота похожа на театральную постановку с экстравагантными костюмами, которая в повседневной жизни не используется.

Шаги танца похожи на вальсовые, но в них имеется большое количество изменений. А размер 6/8 идеально подходит к хореографической и поэтической структуре хоты.

Разновидности хоты

Невзирая на иберийское происхождение большинства жителей Арагоны, на их культуру оказали немалое влияние мавританские традиции. Поэтому вне зависимости от того, в каком регионе Испании зародился танец хота, в каждом из ее видов есть небольшие отличия.

К примеру, хота Alcaniz является относительно быстрым танцем с прыжками, приветствиями, скачками, с ударами либо батудас ног во время подскакиваний.

Albalate отличается темпом, который здесь гораздо медленнее, да и нет такого разнообразия движений. Наиболее популярной и известной из всех является хота из Сарагосы. В этой разновидности присутствует разнообразие темпов, шагов и фигур. Испанский танец хота из Андорры и Каланды имеет величественный характер. В валенсийском стиле танца после медленного начала постепенно набирается скорость. В хоте из Уэска имеется влияние французской танцевальной культуры. Здесь присутствуют некоторые забавные шаги и хореографические па. Танец винного урожая – это хота де ла вендимиа. Такой танец могут сопровождать ударные инструменты, а также бандурриа или гитара.

Люди этой страны гордятся своим танцевальным искусством независимо от того, в каком регионе Испании зародился танец хота.

«Арагонская хота»

В конце первой половины девятнадцатого столетия русский композитор Глинка решил отправиться в путешествие по Испании. Там он совершал конные прогулки по окрестностям посещаемых городов и изучал культуру страны, её народное творчество. Неизгладимое впечатление на композитора произвело исполнение одним из негоциантов на гитаре арагонской хоты с вариациями.

Глинка запомнил всё, и некоторое время спустя создал пьесу, которая носила название Capriccio brilliante. Позднее по настоянию друга композитора она стала носить название «Испанское каприччио». Но мировую популярность произведение приобрело под названием «Арагонская хота».

Музыка «Арагонской хоты»

Открывается произвение торжественным, величественным вступлением с контрастной динамикой звучания. Далее в основном разделе звучит очень яркая тема. Сначала она исполняется пиццикато струнных и арфы, а затем предстаёт перед слушателем более яркой и жизнерадостной.

Затем эту тему сменяет другая, более напевная и выразительная в исполнении деревянных духовых. Эти мелодии чередуются и тем самым готовят появление ещё одной темы, которая напоминает наигрыш на мандолине. Она шутлива, грациозна и изящна.

Развиваясь, эти мелодии придают произведению суровость и драматизм. Но в завершении картины народного веселья все темы интонационно близки и торжественны.

Нащупывая будущую мелодию хоты в прерываемых паузами мотивах, звучит «Ночь в Мадриде». Постепенно эта тема вырисовывается, приобретает гибкость и грациозность. Как бы продолжая первую, возникает близкая по характеру вторая мелодия. Далее они повторяются, переплетаясь и варьируясь. При этом перед глазами возникает картина тёплой и ароматной южной ночи.

Комментарии