Акмеизм в литературе: от расцвета до заката
Акмеизм в русской литературе представляет собой направление в поэзии, возникновение которого в России относят к началу XX века. Оно сформировалось в качестве противопоставления господствовавшему в то время символизму. Для акмеизма характерно воплощение в стихах предметности, материальности, точности в словах и в образах, тогда как тексты символистов отличались загадочностью, недосказанностью.
Слово «акмеизм» имеет древнегреческое происхождение, ἀκμή означает «расцвет чего-либо», «вершина», «высшая степень», «цветение». Свою программу акмеисты публично огласили в 1912 году в Петербурге. Это произошло в кабаре «Бродячая собака».
Акмеисты против символистов
Поэты Николай Гумилев и Сергей Городецкий стояли у истоков создания «Цеха поэтов». Осенью 1911-го они учредили содружество единомышленников-стихотворцев. В него также вошли Анна Ахматова с Осипом Мандельштамом, Владимиром Нарбутом и Михаилом Зенкевичем.
Это событие было связано с тем, что на смену символизму, находящемуся в кризисном состоянии, приходит новое направление. Оно обобщает опыт предшественников и выводит поэтов к новым вершинам в их творческих достижениях. Это направление получило название «акмеизм».
Гумилев отмечал:
Символизм закончил свой круг развития и теперь падает.
Символизмом называют литературное направление, относящееся к концу XIX, началу XX вв. Его возникновение связано с кризисом, постигшим буржуазную гуманитарную культуру. Его суть состоит в стремление авторов заменить конкретные образы символами. Среди его представителей называют Анненского, Бальмонта, Белого, Соловьева, Брюсова, Мережковского, Сологуба, Зинаиду Гиппиус. Тогда как ярчайший его представитель - Блок.
Поэт — не пророк, а ремесленник
По мнению участников «Цеха», поэт не должен быть пророком, освещенным даром Божиим, как это провозглашал в своем творчестве А. С. Пушкин. Представители акмеизма в литературе считали, что статус стихотворца является более приземленным. Его дело — это ремесло, посредством которого он старательно соединяет «земное» с «небесным». Именно с этим видением и связано наименование «Цех».
Эта идея была отражена Гумилевым в стихотворении «Фра Беато Анджелико», написанном им в 1912 году:
Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Возникновение названия
Собрания проходили на квартире у кого-то из членов содружества. Собираясь в кружок, они знакомили друг друга со своими новыми стихотворениями и обсуждали все их нюансы. Анна Ахматова была секретарем «Цеха поэтов». Вот как она писала о выборе названия «акмеизм» для нового направления в литературе:
Я отчетливо помню то собрание «Цеха», когда было решено отмежеваться от символистов. С верхней полки достали словарь и там отыскали — цветение, вершину.
Некоторые источники приписывают выбор названия «Акмеизм» Николаю Гумилеву.
У течения было и другое наименование, «адамизм», авторство которого приписывается Городецкому. Смысл данного понятия связан с первобытной силой, с «мужественно-твердым и ясным взглядом на вещи», естественностью и незамутненностью мировосприятия. А также важной была тема Адама, который дал имена всем "тварям".
Эта тема подчеркнута в стихотворении Городецкого «Адам», написанном в 1915 году:
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
Однако второе название широкого распространения не получило.
Строгость, точность, предметность
Как отмечал филолог Борис Эйхенбаум, в основу акмеизма легла
идея равновесия, прочности, зрелости.
Поэтический язык атеистов был ясным, они использовали слова в истинном значении. Композиция их стихов отличалась строгостью, выверенностью, образы — предметностью, детали — точностью. В центр внимания они ставили подлинные чувства, красоту окружающего мира. В то же время имела место поэтизация первозданных эмоций и обращение к историко-культурным ассоциациям.
Опубликование манифеста
Программа нового движения в литературе была представлена в «Бродячей собаке». Это артистическое кафе, которое было одним из центров культурной жизни Петербурга, где собирались представители искусства Серебряного века. Оно действовало в 1911–1915 гг. Название обыгрывает образ художника, который подобен бесприютному псу.
Примечательно, что в 2001 году на историческом месте кафе было вновь открыто. Это было связано с возрождением интереса как к дореволюционной истории в целом, так и к Серебряному веку в частности.
В начале 1913 года журнал «Аполлон» опубликовал манифест акмеистов. Помимо художественной практики, представители акмеизма в русской литературе утверждали свой творческий метод в теоретических трудах. В 1912–1913 гг. они выпускали журнал «Гиперборей», редактором которого был поэт Михаил Лозинский.
Следует отметить, что и творчество акмеистов, и их статьи, разрабатывающие теории акмеизма, вызывали не только множество вопросов, но и шквал критики. В качестве претензий выдвигалось то, что, во-первых, теория не соответствует практике, а во-вторых, наблюдается несоответствие между взглядами самих акмеистов.
Распад «Цеха поэтов»
Расцвет новой поэтической школы был прерван Первой мировой. Николай Гумилев воевал до 1917 года. Городецкий тоже был на фронте. Литературная жизнь в целом замерла. А «Цех поэтов» в конце 1914 года был распущен. К тому моменту Мандельштам, у которого возникли разногласия с Городецким, уже вышел из объединения.
В 1916 году Георгий Иванов предпринял попытку возрождения «Цех поэтов», однако корифеев в его составе уже не было. Лишь иногда на его собраниях бывал Осип Мандельштам.
«Гиперборей», превратившись в издательство, был закрыт в 1918 году. А в 1921-м Гумилев, Одоевцева, Оцуп, Рождественский опубликовали свои новые стихотворения в сборнике «Новый Гиперборей».
В определенном смысле это можно расценивать в качестве последней попытки возрождения «Цеха поэтов» с целью сплочения единомышленников вокруг акмеизма. В скором времени был расстрелян Гумилев, часть акмеистов эмигрировала, Мандельштама ожидала смерть в ссылке.
Яркое явление в литературе
У акмеизма в литературе был короткий век, но для русской культуры начала XX столетия он стал ярким явлением. Он ассоциируется с именами лучших стихотворцев Серебряного века. Акмеизм был противопоставлен символизму, он абстрагировался от размытости содержания и формы, возвратившись в стихах к радости жизни, к стремлению гармоничного существования с миром, с природой и с собой.