Оливер Стоун (Oliver Stone): фильмография и лучшие фильмы режиссера

Американский кинорежиссёр, продюсер и сценарист Оливер Стоун (полное имя Оливер Уильям Стоун) родился в Нью-Йорке 15 сентября 1946 года. Отец Стоуна был ортодоксальным евреем и, следовательно, придерживался иудейской религии. Мать была католичкой с французскими корнями. В качестве компромисса родители стали воспитывать сына в духе евангелизма. Надо полагать, что их старания пропали даром, поскольку Оливер, будучи совсем не против христианства, в настоящее время придерживается религии буддизма.

Вьетнам

Начальное образование Оливер Стоун получил в колледже, затем поступил в Йельский университет, однако доучиться у него никак не получалось, спустя год непоседливый студент уехал в Южный Вьетнам и стал там преподавать английский язык в Тихоокеанском колледже. И снова через год Стоун вернулся в США, в штат Орегон, а затем перебрался в Мексику. Когда в 1967 году его призвали в армию, Оливер попросился во Вьетнам. Участвовал в боевых действиях, дважды был ранен и получил несколько наград. Вернувшись с войны в конце 1968 года, Стоун поступил в нью-йоркский университет на факультет киноискусства, где преподавателем в то время был Мартин Скорсезе. Выпускная работа Оливера Стоуна была им представлена под названием "Последний год во Вьетнаме".

Стоун и Хичкок

Долгое время Оливер Стоун, фильмография которого выглядела достаточно скромно, снимал фильмы среднего уровня, с низким бюджетом и слабым актерским составом. Но в 1981 г. Оливер удивил всю Америку, выпустив кинофильм, который мог бы поспорить с шокирующими триллерами гения Альфреда Хичкока. Он назывался незатейливо - "Рука". Герою Джонатану Лэнсдейлу, неосторожно высунувшему руку из окна автомобиля, встречный грузовик эту руку оторвал. Да так, что прибывшие на место полицейские оторванную часть тела несчастного Лэнсдейла найти так и не смогли, хотя обшарили каждый метр в округе. Таким образом, режиссёр Oliver Stone сразу придал мистическое направление сюжету. Джонатан остался инвалидом и профессионально непригодным человеком, поскольку он был художником-иллюстратором. Изувеченный Лэнсдейл стал нищенствовать и скитаться. И тут объявилась его оторванная рука. Теперь она постоянно находилась в поле зрения своего хозяина, и Джонатан мог наблюдать, как Рука стала жестоко мстить всем тем людям, которые когда-либо причиняли обиду или душевную боль бывшему художнику.

Триллеры Стоуна

Итак, написав сценарий фильма "Рука", сняв его и даже сыграв в картине небольшую роль, режиссер Оливер Стоун четко обозначил дальнейшее направление своего творчества. И следующим фильмом подтвердил свое реноме. Это был фильм-фэнтези "Конан-варвар" с Арнольдом Шварценеггером в роли Конана, киммерийского воина, жестокого мстителя. Однако Оливер Стоун только написал сценарий к фильму, режиссёром выступил Джон Милиус, а продюсировал картину Дино Де Лаурентис.

После "Конана-варвара" по сценарию Стоуна был снят еще один остросюжетный фильм - "Лицо со шрамом". И вновь Оливер ограничился только написанием сценария, режиссёром постановки был Брайан Де Пальма, главную роль сыграл Аль Пачино. Его персонаж - Тони Монтана, торговец наркотиками, высланный с Кубы Фиделем Кастро и обосновавшийся в Майами. Кубинец довольно быстро адаптировался во Флориде и стал уважаемым наркобароном.

Тема наркоторговли

В 1985 году список фильмов Оливера Стоуна пополнился очередной кинокартиной на тему наркоторговли. Это был "Год Дракона" о наркодилерах в китайском квартале Нью-Йорка. Как уже повелось, режиссёром был не Стоун, а Майкл Чимино. Продюсером картины снова выступил Дино Де Лаурентис. Главную роль капитана полиции Стэна Уайта, призванного покончить с наркоторговлей, сыграл Микки Рурк. Стало заметно, что Оливер Стоун, фильмография которого состояла в основном из кинокартин на тему наркоторговли, придает большое значение этой проблеме.

В 1986 году был снят "Восемь миллионов способов умереть", последний фильм по сценарию Оливера Стоуна, в котором он не участвовал как режиссёр. Все остальные картины, начиная со "Взвода" 1986 года и заканчивая кинопроектами сегодняшнего дня, Стоун режиссировал сам. Фильмы Оливера Стоуна, как правило, затрагивают наиболее злободневные стороны общественной жизни.

"Восемь миллионов способов умереть" - картина на излюбленную тему Стоуна как сценариста: наркоторговля, полицейские, стрельба, алкоголизм, проституция и передел сфер влияния. Иногда что-то вроде любви между главными персонажами. Однако, судя по фактическим кассовым сборам, кинозрителям нравится подобная тематика. Главную роль в фильме сыграл Джефф Бриджес, режиссером был Хэл Эшби.

Вьетнамская трилогия

В том же 1986 году Оливер Стоун снял первый фильм задуманной им трилогии о Вьетнамской войне. Картина называется "Взвод" и повествует о рядовых солдатах, пытающихся как-то достать "желтолицых", ускользающих, как ящерицы. События происходят на границе с Камбоджей, взвод условно делится на две группы, одна под командованием сержанта Боба Барнса, опытного жестокого воина, другая под началом сержанта Элайаса Гродина. Главный герой фильма - это рядовой Крис Тэйлор, в образе которого Стоун постарался передать себя.

Второй фильм из серии о Вьетнамской войне, "Рожденный четвёртого июля", снимался в 1989 году. Оливер Стоун написал сценарий и выступил режиссёром. Кинофильм о простом американском парне Роне Ковике, которому предложили поехать во Вьетнам и там защитить интересы своей страны. Никаких сомнений в правоте военных представителей не было, и Рон отправился по назначению. Сомнения стали появляться позже, когда солдат увидел, как убивают мирных жителей во время зачисток деревень, какой невыразимый ужас вокруг. Когда Рон Ковик, раненный, попал в госпиталь, он поразился равнодушию врачей и персонала, грязным медицинским инструментам и полному запустению.

Последний фильм вьетнамской трилогии, "Небо и Земля", описывает трагическую судьбу тридцатилетней женщины, которой довелось почувствовать и страх перед смертью, и пытки жестоких палачей, и унижения. Все эти испытания выпали на ее долю в родной стране, раздираемой войной. Ле Ли Хейслип, так зовут женщину, вышла замуж за американского сержанта Стива Батлера и уехала с ним в Америку. Но Батлера не оставляет тяжесть того, что он испытал во Вьетнаме, это синдром Вьетнамской войны. В конце концов Стив Батлер не выдерживает напряжения и кончает жизнь самоубийством.

"Выстрелы в Далласе"

Между вторым и третьим фильмом вьетнамской трилогии Стоун снял ленту "Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе". В список фильмов Оливера Стоуна, таким образом, попал политический детектив, основанный на реальных событиях. Картина вышла в прокат в 1991 году. В центре сюжета независимое расследование прокурора Джима Гаррисона, опровергающее официальную версию, выдвинутую комиссией Уоренна по факту убийства президента. Участие Ли Харви Освальда ставится прокурором под сомнение. По мнению самого режиссёра, в смерти Кеннеди были заинтересованы спецслужбы и крупные промышленные корпорации. Оливер Стоун, фильмография которого содержала кинокартины преимущественно о наркоторговле и Вьетнамской войне, а затем пополнилась политическим детективом, надеется продолжить работу в этом направлении.

Провал

В режиссёрской карьере Оливера Стоуна случился только один провал, но это была грандиозная финансовая катастрофа, которая произошла в 2004 году при выходе на большой экран исторического фильма об Александре Македонском под названием "Александр". Оливер Стоун написал сценарий кинокартины, стал ее режиссёром, а также продюсером. Бюджет фильма был беспрецедентно высоким, он составлял 150 млн долларов. Главные роли сыграли звезды Голливуда первой величины: Колин Фаррелл и Анджелина Джоли. А кассовые сборы в прокате составили всего 34 млн долларов.

Личная жизнь

Личная жизнь Оливера Стоуна - это три брака и трое детей.

Первая жена режиссёра Найва Саркис - яркая представительница прекрасного пола ливанского происхождения. Оливер познакомился с ней на рауте в одной из общественных организаций при ООН. Найва работала куратором благотворительного фонда по Восточному региону. Они поженились в 1971 году и прожили вместе шесть лет. Их супружескую жизнь омрачало только одно обстоятельство: молодая жена не могла иметь детей. Развод последовал в 1977 году.

Вторая жена Оливера, актриса Элизабет Стоун, родила мужу двоих сыновей: Шона Кристофера в 1984-м и Майкла Джэка в 1991-м году. Старший сын Шон снимался в фильмах своего отца в эпизодических детских ролях. Оливер и Элизабет Стоун прожили вместе 12 лет и развелись в 1993 году.

Третьей женой режиссёра стала кореянка Сун-Чжун Юнг, с которой Оливер живет уже 18 лет и чувствует себя вполне счастливым человеком. У супругов есть дочь Тара, которой в этом году исполняется 17 лет.

Награды

Награды Оливера Стоуна как нельзя лучше отражают творческое наследие режиссера, а также свидетельствуют о значительном его потенциале.

Свой первый "Оскар" Стоун получил в номинации "Лучший сценарий" в 1978 году. По сценарию был снят фильм "Полуночный экспресс" в постановке режиссёра Алана Паркера. Словосочетание "полуночный экспресс" на тюремном слэнге означает побег. Именно побег Уильяма Хэйса, посаженного в тюрьму на 30 лет за наркотики, лег в основу фильма.

Две другие премии "Оскар" режиссёр получил за фильмы "Взвод" и "Рожденный четвертого июля" (обе картины из вьетнамской трилогии).

Кроме наград самого высокого достоинства, Стоун также получал и другие призы, как, например, "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля в 1987 году и "Специальный приз жюри" на кинофестивале в Венеции в 1994 году.

Комментарии
замечательный мастер! а где можно узнать про новый фильм режиссера о Путине? есть ли трейлер? название?