Карточки для развития ребенка: начать учиться никогда не рано. Развивающие карточки для занятий с детьми дома и в садике
Учиться никогда не поздно и никогда не рано, об этом должны помнить все родители. В данной статье поговорим о том, как можно начинать развивать малыша с самых ранних лет и даже месяцев его жизни. Речь пойдет о том, что это такое и зачем существуют карточки для развития ребенка.
Когда начинать?
Итак, сначала стоит определиться со сроками, когда же можно начинать развивать своего малыша. Некоторые мамы удивятся, но делать это можно уже с первых месяцев жизни ребенка, когда зрение крохи более-менее приходит в норму и ребенок уже немножко может концентрировать внимание и задерживать взгляд на одном предмете. Начать учиться при помощи карточек малыш может уже с четырехмесячного возраста, однако лучше всего это делать с полугода, когда кроха уже может сидеть и с большим удовольствием воспринимает общение с окружающим миром.
Первые карточки
Какими должны быть первые карточки для развития ребенка? Тут существует несколько простых правил. Первое - все рисунки для самых маленьких детишек должны быть одноцветными, как можно более простыми. Например, это будет просто красный помидор или зеленый листочек. Не стоит покупать крохе рисунки, например, с профессиями или иными сложными картинками, все равно малыш пока не сможет их осознать. Также важно, чтобы фон был просто белым, ребенок так лучше будет воспринимать нарисованное. Не нужно ждать от крохи, что он через пару десятков занятий будет уже самостоятельно показывать, где лежит зеленый кубик, а где желтый мячик. Это произойдет примерно после года, а то и к полутора годам. Однако бросать занятия или оставлять их «на потом» не стоит, все, что малых видит и слышит, он запоминает. Толк от таких упражнений точно будет.
Учимся далее
Когда малыш уже немножко подрастет, можно начинать усложнять свои занятия. Теперь карточки для развития ребенка могут быть более сложными. Рисунки могут состоять из нескольких цветов, может появляться уже цветной фон. Также можно вводить в обучение несколько блоков карточек с различной направленностью. Так, сегодня повторяем карточки «Бытовые предметы», а завтра - «Фрукты и овощи». Смешивать же тематику не рекомендуется для более легкого восприятия и настроя малыша на нужный лад.
Буквы и цифры
После того как крохе исполнится полтора года, можно начинать с ним изучать буквы и цифры. Для этого подойдут карточки для развития ребенка с написанными на них необходимыми символами. Однако следует сказать, что вопреки предварительно актуальным методикам, сегодня ученые говорят о том, что буквы крохе легче изучать не просто сами по себе, а в словах. Например, сегодня изучаем слово «мама», где есть две буквы – «а» и «м». Когда же буквы будут повторяться в словах, их необходимо, опять же, снова проговаривать, чтобы лучше усвоить. Такие карточки также можно приобрести в магазине, но можно и сделать самостоятельно. Так, например, начиная изучать слово, его можно с ребенком нарисовать или написать на листочке, сделав, таким образом, свои карточки для последующего обучения.
Карточки Домана
Сегодня весьма популярными являются развивающие карточки Домана, которые можно приобрести в любом детском магазине. Американский нейрофизиолог еще в первой половине прошлого века сделал удивительное на то время открытие, сообщив общественности, что малыш может обучаться различным знаниям из совершенно разнообразных областей еще в самом маленьком возрасте. Делать это никогда не рано, ведь мозг ребенка пока еще, как говорится, «табула раса» - полностью чист и готов в себя впитывать все то, что ему предоставляют. Глен Доман разработал методику, которая воздействует сразу же на слух и на зрение крохи. Обучать малышей он рекомендует при помощи различных тематических карточек, при помощи которых можно получать знания из различных областей науки. Они могут научить читать, считать, понимать окружающий мир и его предметы.
Правила для карточек Домана
Однако для своего обучающего материала Доман выдвигал строгие правила. Его развивающие карточки для детей должны были быть напечатаны на нетолстом картоне, идеальный размер их должен быть А4 (однако сегодня это правило не главное, карточки есть гораздо меньшего размера). Текст на карточках должен быть напечатан четко, крупными буквами обязательно с использованием красных чернил (это необходимо для того, чтобы цвет привлекал малыша, помогая ему запоминать увиденное и написанное). Если же на карточке изображено что-то одно, а не композиция или громоздкий рисунок, фон должен быть обязательно белым, чтобы малышу легче было концентрировать свое внимание на главном. У Домана есть также правила и для изображений. Это могут быть только реалистичные рисунки. Различные мультяшные варианты не подходят. Это, скорее, похоже на фотографию, нежели на рисунок. Необходимо это для того, чтобы малыш не путался в увиденном, понимая, что на рисунке находится то, что он без проблем увидит в жизни реальной.
Суть урока
Однако родители должны знать, что необходимо грамотно использовать карточки для развивающих занятий. Тут нужно помнить, что главная цель урока – рассматривание картинок. Поэтому нет ничего страшного, если малыш захочет взять карточку и получше ее рассмотреть, запрещать делать этого не стоит. Однако сам урок должен проходит в соответствии с несколькими правилами. Так, первое, на каждую карточку отводится примерно 10 секунд, этого достаточно для малыша. Далее одна карточка кладется и показывается вторая. Родитель может просто прочитать, что там написано, т. е. дать объяснение рисунку, а можно несколько усложнить задачу. Например, давать более точные сведения о том, что там нарисовано: где используется данный предмет, зачем он нужен и т. д. Однако следует помнить, что все знания должны быть как можно более энциклопедичными, не нужно озвучивать крохе свои домыслы или фантазии, он все это запомнит и когда-то воспроизведет. Также можно учить иностранные языки при помощи этих карточек, просто обозначая рисунок, например, по-английски. Необходимо сказать и о том, что развивающие карточки лучше не смешивать, а оставить их в своих тематических категориях. За одно занятие нужно показывать не больше одного блока карточек, а то и меньше. За день можно провести два-три небольших занятия, однако, опять же, из одной тематической категории.
Общие правила
Необходимо сказать, что использоваться детские развивающие карточки могут не только дома. Обучать по данной методичке можно малышей на различных развивающих занятиях, в детских садиках и т. д. Однако тут важно помнить и о том, что враги любого обучения – скука, усталость и отсутствие интереса. Если учитель (будет это мама или преподаватель) видят, что малышу неинтересно, занятие лучше отложить до более удачного времени. Также необходимо обращать внимание на желания малыша: если он хочет позаниматься дольше, не стоит его в этом упрекать, пусть так и будет, не нужно бояться нарушать прописанные правила. Однако необходимо также иметь и чувство меры, не стоит заставлять кроху делать то, что ему сейчас не хочется, все равно толку от такого занятия будет катастрофически мало.
О плюсах
Хотя сегодня еще большинство родителей довольно-таки скептически относятся к данной методике обучения, она уже завоевала свою популярность не только в странах Европы, но и на просторах нашей Родины. При помощи карточек малыш запоминает все увиденное и сказанное – тренирует память, учится абстрактному мышлению и соотношению предметов, тренирует зрение и слух. Такое вот раннее обучение точно заставит кроху заговорить гораздо раньше, чем это может произойти. Ну и, конечно же, это еще один способ совместного проведения времени с малышом и более тесного с ним общения.