Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова. Сходство и различия героев романа Л. Толстого "Война и мир"
К «Войне и миру» Лев Толстой шел мучительно и долго. Первое название задуманного произведения звучало как «Декабрист», затем – «Все хорошо, что хорошо кончается», следующее – «1805 год», и только в конечном варианте написанное становится романом-эпопеей о русском обществе, диалектике души и смысле жизни. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, главных героев повествования, – явное тому подтверждение.
Толстой и его герои
Будучи писателем-гуманистом, Лев Николаевич в каждом своем произведении исследовал душу человека, ее внутреннее развитие, взлет или падение. Он рассматривал каждую личность как часть мироздания, ему интересно в ней все. И писатель пытается разобраться, что делает человека великим или низким, что самое главное в его жизни, может ли он влиять на историю.
Ведя героев романа через испытания светским обществом, деньгами, любовью, войною, автор всегда показывает внутренние переживания людей, мотивы, по которым они действуют. Именно с этой точки зрения всегда рассматриваются искания Андрея Болконского, который оказался слишком хорошим, чтобы жить в этом мире.
Эволюция же Пьера Безухова – это духовный рост самого автора, ему очень близок этот персонаж, поэтому именно за него он выдает замуж Наташу Ростову (самый любимый образ Льва Толстого), которую он считал идеалом русской женщины.
В «Войне и мире» насчитывается более пятисот персонажей, большая часть из них – это реальные исторические лица. Гениальная многоплановость романа позволила Толстому всех их разместить по своим местам, определить параллели (может, даже и не специально).
Система образов
Если разделить всех героев произведения на четыре уровня: исторический, общественный, народный и природный (метафизический), то легко найти вертикали, к которым принадлежат Андрей Болконский и Пьер Безухов. А также тех, кто им соответствует. Наглядно можно это показать в таблице.
Кристаллическая решетка «Войны и мира»
Слои | Основные линии романа | |||
Общественный | Ростовы | Болконский | Безухов | Долохов |
Исторический | Александр 1 | Кутузов | Наполеон | |
Народный | Тушин | Тимохин | Платон Каратаев | Тихон Щербатый |
Природный (стихия) | Земля | Воздух | Вода | Огонь |
Как видим, князю Андрею и графу Безухову, стоящим на одной ступени общественной лестницы, на историческом и народном уровне соответствуют разные люди, да и стихии у них не совпадают.
Неукорененность, беспочвенность жизни Болконского, сопровождающиеся постоянными стремлениями к недостижимым идеалам, роднят его именно с тем бездонным голубым небом, которое открылось ему на Аустерлицском поле.
Совсем не таков Пьер. Именно он и ему подобные - Кутузов и Платон Каратаев - могут победить Наполеона и мнящего себя сверхчеловеком Долохова, поставить на место столь хорошо умеющего воевать Тихона Щербатого. Характеристика Пьера Безухова, точнее, ее анализ, проведенный на метафизическом уровне, свидетельствует о том, что его стихия – вода. А только она может погасить любое пламя, даже враждебно бушующее.
Отношение к высшему обществу
Несмотря на всю разность натур, князь Андрей и Пьер являются любимыми героями Толстого. Мы встречаемся с ними на первых же страницах романа, повествующих о салонной жизни. И сразу же видим различие в их поведении, но тут же понимаем, что эти люди испытывают друг к другу глубокое уважение и привязанность.
На этой, выражаясь современным сленгом, великосветской тусовке, они по одной причине – положение обязывает. Но для князя здесь все неинтересно и понятно. Царящие в высшем обществе фальшь, пошлость, погоня за деньгами, продажность давно ему опротивели, и он не скрывает своего презрения к собравшимся.
Молодой же граф здесь новичок, он благоговейно наблюдает за гостями и не замечает, что к нему относятся как к человеку второго сорта, ведь он незаконнорожденный сын, и достанется ли ему наследство, пока неизвестно. Но характеристика Пьера Безухова была бы неполной, если не уточнить, что пройдет совсем немного времени, и он так же, как князь, станет относиться с чувством брезгливости к светскому холодному блеску и пустой болтовне.
Черты характера
Дружба этих людей, столь непохожих ни внешне, ни внутренне, строилась на доверии и уважении, потому что они чувствовали искренность этих отношений, желание помочь разобраться в себе и людях. Пожалуй, это яркий пример того, как противоположные характеры могут мирно дополнять друг друга. Им интересно вместе.
Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, какими они появляются в начале романа, будет не в пользу второго. Князь имеет трезвый, можно даже сказать, государственный ум, практическую цепкость, умение доводить начатое дело до логического завершения. Он необычайно сдержан, собран, высокообразован, умен, тверд характером и имеет огромную силу воли.
А Пьер – натура чувствительная, непосредственная, широкая, искренняя. После приезда из-за границы он попадает не в лучшую компанию светских кутил и бездельников. Безухов понимает, что делает неправильно, но мягкость характера не позволяет ему разорвать ненужные связи. А далее появляется Курагин со своей сестрой, а уж этому прожженному интригану ничего не стоило обобрать доверчивого Пьера, женив его на Элен.
И все же князь Андрей, такой правильный и холодный, рационалист до мозга костей, именно с Пьером был свободен от условностей и позволял себе говорить совершенно откровенно. Да и Безухов в свою очередь верил только ему и уважал Болконского безгранично.
Испытание любовью
Удивительное дело: имея опыт неудачных браков, оба героя влюбляются в одну девушку, удивительную своей искренностью и непосредственностью, с неуемным желанием жить – Наташу Ростову. И теперь уже сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, их отношение к любви будут не в пользу первого.
Да, князь оказался счастливее, ведь он стал женихом Наташи, тогда как граф не смел даже себе признаться, как дорога ему эта светлая девочка. Молодая Ростова стала лакмусовой бумажкой в проявлении истинных чувств Пьера и Андрея. Если первый был готов всю жизнь любить молча, ведь для него счастье Наташи было превыше всего, а потому простить ей он готов все, то второй оказался обыкновенным собственником.
Болконский не смог понять и принять раскаяний бедной девочки в измене, которой, по сути, и не было. Только на смертном одре, когда вся прошедшая жизнь уже не имела значения, когда все честолюбивые помыслы оказались не нужны, князь Андрей понимает, что такое любить. Но это чувство, скорее, не к определенному человеку, оно даже и не земное, а божественное.
Испытание войною
Характеристика Андрея Болконского как воина блестяща. Это тот самый тип русских офицеров, на которых держится армия и страна. Он в меру осторожен, смел, быстро принимает решения в экстремальных ситуациях, заботится о подчиненных. Недаром Кутузов не хотел отпускать его из своего штаба на передовую.
Война 1805 года, непонятная и несправедливая, опустошила князя. После ранения и французского плена, когда в его глазах рухнул и обесценился идеал Наполеона, жизнь Болконского опустела. Но на Бородинском сражении мы видим уже другого Андрея. Здесь он вместе со своим народом, и он понял, что главная цель существования человека – помогать другим людям.
Для Пьера война оказалась чистилищем души. Он остался в Москве, чтобы убить Наполеона, но, спасая ребенка, попал под арест, потом готовился к расстрелу, а затем его ожидали плен и отступление с французами. Полная характеристика Пьера Безухова невозможна без образа Платона Каратаева. Именно через этого мужика графом постигается народный характер, его ценности и приоритеты. Наверное, именно после встречи с Каратаевым и начинается путь Безухова-декабриста.
В поисках истины
И Андрей, и Пьер на протяжении всего романа томительно ищут смысл жизнь, идя путями духовных исканий. Они то разочаровываются, то снова воскресают для новых дел. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова показывает, что испытания, уготовленные им судьбой, в общем-то, очень похожи.
Они оба справились с влиянием высшего света, отвергнув его паразитическое существование. Каждый имел несчастливый брак. Вместе "переболели" Наполеоном, поняв ничтожность тщеславных устремлений кого бы то ни было. Не сломил их плен. Оба любили Наташу Ростову. А вот в живых остался лишь Пьер.
Свою смерть князь Андрей осознал как возвращение. Его миссия на этой земле закончилась – впереди бесконечность и вечность.
Вместо вывода
Не стоит забывать, что первоначальный замысел Толстого состоял в том, чтобы написать роман о декабристе. В самых первых черновиках главного героя уже звали Пьер, а его жену – Наташа. Но оказалось, что без экскурса в войну 1812 года ничего не будет понятно, а потом стало очевидным, что начинать нужно с 1805 года. Вот и получилась замечательная книга - «Война и мир».
А ее герои - Пьер и Андрей Болконский – встают перед нами как лучшие представители того времени. Их любовь к Родине деятельна. В них Лев Николаевич воплотил свое отношение к жизни: жить нужно полной грудью, естественно и просто, тогда и честно получится. Можно и нужно ошибаться, все бросать и начинать снова. А вот спокойствие – душевная смерть.