Самый большой в мире военный корабль. Российские военные корабли. Новейшие военные корабли
Самый большой в мире военный корабль был сконструирован в России. Это разведывательное судно носило название «Урал».
Уникальная разработка стала настоящим плавучим бедствием отечественного флота. А началось все с номера. Удивительно, но из сотен комбинаций был выбран вариант 1941. Не стоит даже объяснять, какие ассоциации вызывают эти цифры у миллионов людей. В мистике дело или нет, но проект «Урал», на который был затрачен не один миллиард советских рублей, в итоге не принес никакой пользы.
Для чего он был нужен
Чтобы понять, с какой целью советские конструкторы создали самый большой в мире военный корабль, обратим свой взор на южный участок Тихого океана. Именно там располагается сверхсекретный американский полигон, где приземляются межконтинентальные баллистические ракеты типа МХ и «Минимен», стартующие из Калифорнии для проведения испытаний. С 1983 года это место играло роль еще и одного из научно-исследовательских центров Штатов, реализующих стратегическую оборонную инициативу. Идея его создания принадлежит Рональду Рейгану, планировавшему обезоружить Советский Союз. Вскоре с этого полигона стали запускать ракеты, целью которых был перехват и уничтожение советских ядерных боеголовок. Телеметрические сведения о подобных испытаниях могли бы пролить свет на козни Рейгана, однако как их можно было добыть? Гражданские корабли вроде «Академика Королева» или «Космонавта Юрия Гагарина» для разведывательных целей не годились. Хотя эти суда и были оснащены особыми контрольно-измерительными комплексами для наблюдения за космическими объектами, они не могли добывать разведданные о происходящем на вышеописанной базе в Кваджалейне.
Кропотливая работа
Для того чтобы создать самый большой в мире военный корабль, оснащенный по последнему слову техники, нужна была мощная электроника, иначе сбор огромного количества информации о пробных запусках американских ракет не представлялся возможным. Над созданием необходимого для «Урала» оснащения трудились восемнадцать министерств при активном участии собственных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Для оснащения корабля аппаратурой были привлечены специалисты созданного в этих целях Ленинградского производственно-технического предприятия.
Результаты труда
Самый большой в мире военный корабль был оснащен мощной системой наблюдения «Коралл». В ее основе было семь высокоэффективных радиоэлектронных комплексов. Информацию обрабатывали уникальные по тем временам ЭВМ. Они предоставляли возможность расшифровывать характеристики любых космических объектов на удалении до полутора тысяч километров. Как утверждали создатели, по составу выхлопных газов движущихся объектов экипаж «Урала» имел возможность определить секретные компоненты топлива. Кроме того, самый большой российский военный корабль обладал выдающимися оборонительными характеристиками. Так, он был оснащен артиллерией, приблизительно соответствовавшей вооружению эсминца. Боезапаса хватало как минимум на двадцать минут непрерывного боя. На корме имелся авиационный ангар, в котором ждал своего часа вертолет Ка-32.
Экипаж машины боевой
Для управления «Уралом» необходима была команда в тысячу человек, из них не менее четырехсот мичманов и офицеров. При этом предполагалось разделение экипажа разведывательного комплекса на шесть служб.
Конструкторы позаботились и об условиях для отдыха корабельной команды. Так, на «Урале» были предусмотрены курительная комната, кино- и спортзал, бильярдная, игровые автоматы, бассейн и две сауны, а также салон природы.
Естественно, для размещения техники и всего остального необходим был корпус соответствующих размеров. За основу взяли конструкцию проекта 1144 «Киров» (атомного ракетного крейсера). В результате «Урал» мог похвастаться длиной в два футбольных поля и высотой от киля до клотика с двадцативосьмиэтажный дом!
Большие планы
Надежды, возлагавшиеся на «Урал» Министерством обороны СССР, были просто огромными. Об этом свидетельствует тот факт, что главному конструктору проекта Архарову, никак не связанному с военной службой, после окончания работ было присвоено звание не только Героя Социалистического Труда, но и контр-адмирала.
Спуск «Урала» на воду состоялся в 1983 году. Через шесть лет он вошел в боевой состав военно-морского флота СССР. В этом же году корабль отправился к месту своего постоянного базирования в водах Тихого океана.
Вначале все шло хорошо. Экипаж успешно опробовал все возможности уникальной аппаратуры. «Урал» без труда обнаружил стартующий американский космический челнок «Колумбия», находящийся за тысячу километров. С корабля поступали все новые и новые сведения о перемещениях боевой техники противника. Однако работать с постоянно выходящими из строя системами была очень сложно. Ситуация усугубилась, когда «Урал» прибыл в Тихоокеанск – на место постоянной дислокации.
Первый поход уникального корабля оказался и последним. Причальная стенка для него подготовлена не была, поэтому ни электричества, ни топлива, ни воды с берега подавать не представлялось возможным. Котлы и дизель-генераторы «Урала» никогда не выключались, снижая драгоценный моторесурс, расходовать который предполагалось лишь во время походов. Можно сказать, что корабль "съел" сам себя. Кроме того, в 1990 году на «Урале» случился пожар, в результате чего из строя вышло кормовое машинное отделение. Более года запасы электроэнергии пополняла носовая машина, однако затем сгорела и она. После этого единственными источниками энергии были только аварийные генераторы. Средств на ремонт не находилось.
Бесславный конец
В 1992 году были заглушены ядерные реакторы корабля. Его поставили у отдаленного пирса и превратили в огромное офицерское общежитие. ССВ-33 «Урал» стали язвительно называть каютоносцем, а аббревиатуру расшифровывать как «специальный спальный вагон».
Современное положение дел
Российские военные корабли на все сто отвечают классификации, принятой в мире. Морально устаревающие суда сменяются модернизированными образцами. Флот постоянно совершенствуется.
«Адмирал Кузнецов»
Самые большие военные корабли России, конечно же, представлены классом авианосцев. Гордость флота – авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». На его палубах шириной в семьдесят метров размещаются пятьдесят вертолетов и самолетов разных типов. Корпус судна бронированный. Он в состоянии выдержать прямое попадание заряда массой до четырехсот килограмм.
«Петр Великий»
Российские военные корабли пополняют и ряды крейсеров. Так, ударный ракетный корабль «Петр Великий» воплощает мощь современного флота. Его ядерная энергоустановка рассчитана на пятидесятилетнюю эксплуатацию. Это флагманское судно Северного флота - гроза ударных авиагрупп. Скорость в тридцать два узла может бесконечно поддерживаться при ходе на ядерной установке. Автономного жизнеобеспечения экипажа хватит на шестьдесят суток.
Ударные комплексы крылатых ракет рассчитаны на дальность более пятисот километров. Поистине уникальна система группового наведения: она была построена на многовариантном интеллектуальном алгоритме управления.
«Варяг»
Современные военные корабли представлены еще одним мощным крейсером - «Варяг». Он схож с американскими ракетными судами серии «Тикондерога», однако развивает большую скорость и отличается внушительной огневой мощью.
Новейшие военные корабли в скором времени будут представлены классом универсальных десантных судов. Российские специалисты планируют спустить эти новинки на воду ближе к 2020 году. В процессе создания все больше совершенствуются корветы и фрегаты.
Самые большие военные корабли типа «Стерегущего» обеспечивают уверенность в силах ВМФ. Российские корабли становятся мировыми лидерами по следующим показателям: наличию бортовой авиации, универсальности выполняемых заданий, огневой мощи, автономности, сверхсовременной электронике, прекрасным ходовым качествам.
Большинство современных проектов отличаются невысокой стоимостью создания и эксплуатации, что соответствует мировым тенденциям. Согласно статистике, в настоящее время численность российского флота составляет не менее двухсот единиц. К сожалению, некоторые корабли устарели физически и морально, не отвечают последним требованиям морского боя, нуждаются в модернизации или хотя бы в ремонте. Кроме того, дополнительного финансирования требуют гидрографические службы, морские части и вспомогательные суда.
Самый большой парусный военный корабль
«Сантисима Тринидад» – настоящий гигант в ряду парусных военных судов. Его спустили на воду в Гаване в далеком 1769 году. Он числился за флотом Испании на протяжении тридцати пяти лет. Весь корпус корабля был сделан из очень прочного дорогого материала – кубинской красной древесины. Толщина бортов доходила до шестидесяти сантиметров, что делало судно практически непотопляемым.
Вооружение этого морского гиганта состояло из ста тридцати пушек самых разных калибров. После модернизации на палубе было уже сто сорок четыре мощнейших по тем временам орудия. Экипаж корабля включал от восьмисот до тысячи двухсот человек.
Важная миссия
В ходе американской революционной войны перед «Сантисима-Тринидадом» стояла задача отпугивать корабли британских противников в Ла-Манше. Во время боя возле мыса Сент-Винсент судно чудом избежало английского плена.
Финальный аккорд
Последним для «Сантисима-Тринидада» стало Трафальгарское сражение. Это был самый широкомасштабный парусный бой девятнадцатого столетия. Описываемый корабль играл роль флагмана франко-испанских сил. Ведущим английским судном было «Виктория». Оно сконцентрировало всю свою мощь на «Сантисима-Тринидаде» как на самом опасном сопернике. На корабль одновременно напали восемь британских линкоров. У каждого из них было не менее семидесяти двух орудий, однако с возложенной задачей они не справились: «Сантисима-Тринидад» оставался на плаву. Огромный корабль был взят на абордаж уже после того, как около четырехсот членов экипажа были ранены и примерно столько же убиты. Через два дня после окончания сражения судно было решено затопить. Так ушло в небытие уникальное творение людских рук.