Какая плотность должна быть в аккумуляторе для оптимальной работы
Плотность электролита в аккумуляторе - важнейший показатель, от которого зависит заряд батареи и возможность запуска двигателя. Чем выше плотность, тем больше заряд. Однако ее оптимальные значения меняются в зависимости от сезона.
Летом из-за высоких температур плотность должна быть ниже, чтобы компенсировать интенсивное испарение воды. Зимой же плотность не должна опускаться слишком низко, чтобы электролит не замерзал.
Далее мы разберем подробно, какие значения плотности электролита считаются нормальными в разное время года, и как ее измерять и корректировать.
Нормы плотности электролита в аккумуляторе в разные сезоны
Оптимальная плотность электролита в аккумуляторе автомобиля зависит от времени года. Летом, когда жарко, плотность должна быть ниже - около 1,23 г/см3. Это связано с активным испарением воды из электролита. Пониженная плотность в жаркую погоду позволяет избежать чрезмерной концентрации серной кислоты.
Зимой, наоборот, холод приводит к замерзанию электролита, поэтому его плотность должна быть выше - порядка 1,28 г/см3. Это необходимо, чтобы аккумулятор сохранял достаточную емкость и обеспечивал надежный запуск двигателя.
В переходные сезоны оптимальная плотность электролита в аккумуляторе составляет 1,27-1,28 г/см3. Регулярный контроль плотности позволяет своевременно принимать меры по ее корректировке и поддержанию аккумулятора в исправном состоянии.
Как правильно измерить плотность электролита
Для измерения плотности электролита в аккумуляторе используется специальный прибор - ареометр (он же денсиметр или гидрометр). Это стеклянная трубка с шариком на конце и шкалой плотности. Погружая ареометр в электролит, по шкале считывается значение плотности в г/см3.
Перед замером плотности нужно выполнить несколько подготовительных операций:
- Проверить уровень электролита во всех банках аккумулятора. При необходимости долить дистиллированную воду.
- Очистить верхнюю поверхность батареи от пыли и грязи. Это позволит избежать загрязнения электролита.
- Убедиться, что поверхность электролита не замерзла. В противном случае результаты замера будут неверными.
Затем последовательно для каждой банки аккумулятора необходимо:
- Снять заглушки.
- Аккуратно погрузить ареометр в электролит так, чтобы он свободно плавал, не касаясь стенок и дна.
- Дождаться стабилизации показаний (15-20 секунд) и зафиксировать значение плотности.
- Извлечь ареометр, промыть водой, вытереть насухо.
- Установить на место заглушки банок аккумулятора.
Оптимальная плотность электролита для полностью заряженного автомобильного аккумулятора составляет 1,27-1,28 г/см3. Это обеспечивает эффективность химических процессов в батарее и стартовые токи достаточные для запуска двигателя.
Как повысить плотность электролита в аккумуляторе
Если в процессе эксплуатации автомобиля плотность электролита в аккумуляторе понижается ниже оптимальных 1,27-1,28 г/см3, необходимо предпринять меры по ее повышению. Низкая плотность электролита в батарее может привести к снижению емкости, замедлению химических реакций и проблемам с запуском двигателя.
Существует два основных способа повышения плотности электролита в аккумуляторе:
- Добавление в электролит дистиллированной воды. Этот способ применяется, если плотность снизилась незначительно на 0,01-0,03 г/см3. Рассчитывается объем требуемой воды.
- Добавление в электролит серной кислоты в нужной концентрации. Используется при более существенном снижении плотности. Расчет количества кислоты производится по специальной формуле.
Оба способа повышения плотности электролита являются достаточно опасными из-за риска разбрызгивания и попадания серной кислоты на кожу. Поэтому рекомендуется проводить процедуру в защитных перчатках и очках.
Более безопасным решением является зарядка аккумулятора током определенной силы в течение 5-10 часов. За это время химические реакции восстанавливают оптимальный состав электролита и повышают его плотность до нормы в 1,27-1,28 г/см3.
Что делать при сильном отклонении плотности электролита от нормы
Оптимальная плотность электролита в автомобильном аккумуляторе должна составлять 1,27-1,28 г/см3. Если измеренное значение значительно меньше или больше этой нормы, необходимо предпринять определенные действия.
При сильном занижении показателя ниже 1,18 г/см3 это свидетельствует об интенсивном испарении воды из электролита либо о наличии течи в банках аккумулятора. В данном случае рекомендуется:
- Проверить герметичность батареи и устранить возможные протечки.
- Долить в каждую банку дистиллированной воды по расчету.
- Тщательно перемешать электролит.
- Провести контрольное измерение плотности.
При значительном завышении плотности выше 1,31 г/см3 происходит чрезмерное упаривание электролита. В таком случае необходимо:
- Слить часть электролита из каждой банки в отдельную емкость.
- Долить в банки дистиллированной воды для разбавления.
- Перемешать, влить обратно часть слитого электролита по мере необходимости.
- Измерить плотность до достижения нормы 1,27-1,28 г/см3.
Про зарядку аккумулятора СА+ скажу из собственного опыта заряжать до кипячения до 14.6, далее 2-3 суток до 100% при 14,2-14,4 В больше не надо , заметил плотность аккумулятора не должна превышать 1,300, далее заряд хуже берется.