Нуар - что это? Film Noir. Жанр нуар
Всем, кому небезразличен кинематограф и его история, безусловно, приходилось слышать о существовании такого жанра, как нуар. Что это такое и в чём особенности фильмов этой стилистики, внятно объяснить могут далеко не все, даже при наличии понимания того, о чём идёт речь. Но кинематографические памятники эпохи великой американской депрессии заслуживают того, чтобы присмотреться к ним внимательнее.
Из истории
Не так просто охарактеризовать, что скрывается под стилистическим определением "нуар". Что это такое, можно понять только при соотнесении с исторической эпохой, породившей эти фильмы. В тридцатые годы прошлого века американское общество переживало один из сложнейших периодов своего развития. Позже в учебниках истории его назовут Великой американской депрессией. Казалось, что страна катится в пропасть, и многие предрекали ей неизбежную гибель. А искусство во все времена и эпохи отображает по своим сложным законам окружающую реальность. Именно такой реакцией на депрессивное состояние американского общества и стал жанр нуар в голливудском кинематографе. Едва ли по фильмам того периода можно изучать историю, но составить представление о моральном состоянии американского социума можно вполне отчётливое.
У истоков жанра
То явление, которое в последующем критики обозначат термином film noir, началось с выхода в свет в 1941 году ленты режиссёра Джона Хьюстона "Мальтийский сокол". Фильм произвёл сильное впечатление на публику отнюдь не ординарной детективной фабулой, а тягостной депрессивной атмосферой, в которой обитают его персонажи. Герои детектива как бы специально провоцируют публику своим неприкрытым цинизмом. Пуританское американское общество к такому изображению нравов в середине века привыкнуть ещё не успело, поэтому жанр нуар многими прогрессивными художниками театра и кино был воспринят как новое модное направление. И этому течению на протяжении двух десятков лет суждено было стать одним из доминирующих в американской кинематографии. Строго говоря, фильмы нуар не вполне оправдано обозначать таким определением как "жанр". Никакого принципиально нового жанра изобретено не было. Но для фильмов этой эпохи характерна своеобразная стилистика, восходящая к немецкому экспрессионизму, и утончённый психологизм в раскрытии характеров персонажей. В этих лентах не так легко изначально предугадать дальнейшее развитие сюжетных линий и финальную развязку интриги.
Классики жанра
Жанр нуар быстро получил признание как профессиональных критиков, так и широкой публики. Режиссёры, продюсеры, сценаристы и прочие творцы кинематографической продукции быстро почувствовали, какие новые творческие горизонты открывает для них эта стилистика. На протяжении двадцати лет было создано всё лучшее, что вошло в историю мировой кинематографии под определением "нуар". Что это за термин - знать необязательно, он из лексикона профессиональных критиков и искусствоведов. Но общепризнанной голливудской классикой середины двадцатого века стали фильмы таких режиссёров, как Рауль Уолш, Джон Хьюстон, Отто Премингер, Фриц Ланг и Роберт Сиодмак.
Выразительные особенности
В фильмах стилистики нуар не бывает простых сюжетных построений с очевидным исходом. Иногда создаётся впечатление, что авторы сами не представляли в начале рассказываемой истории, чем она завершится. Существуют обоснованные сомнения по поводу того, существует ли ярко выраженная сценарная школа фильмов в стилистике нуар. Что это, если не вполне традиционный для Голливуда детектив? Но в характерной криминальной сюжетности фильмов нуар акцентировка в значительной мере смещена от раскрытия преступления к хитросплетению отношений действующих персонажей. Детективная основа здесь - не более чем фон, на котором могут раскрыться главные герои. Парадоксальным образом фильмы жанра нуар значительно ближе к классическим традициям реализма, чем всё, что было до и после них. Действие всегда происходит в городе, причём в той его части, где люди по обыкновению придаются низменным страстям и порокам - в ресторанах, барах, борделях и притонах. События редко излагаются в их хронологической последовательности. Подобная разорванность изложения придаёт действию специфическую атмосферу нестабильности. Этот приём был в последующую эпоху взят на вооружение многими творцами, в частности режиссёром Сержио Леоне в шедевральном фильме "Однажды в Америке".
Звёзды жанра
Множество блистательных голливудских звёзд своей кинематографической карьерой обязаны именно фильмам нуар. Эта стилистика помогла им в полной мере раскрыть своё дарование. У звёзд жанра не было отбоя от предложения ролей как частных сыщиков и детективов, так и разного рода гангстеров. Достаточно вспомнить актёрские работы Берта Ланкастера, Хэмфри Боггарта, Орсона Уэллса и Дэны Эндрюса. Среди актрис, ставших сиволом стилистики нуар, в первую очередь следует отметить Риту Хейворт, Лорен Бэколл, Джин Тирни, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик. А при внимательном рассмотрении в этих фильмах можно заметить некоторых актёров, чья профессиональная карьера состоится в последующую кинематографическую эпоху. Их творческий дебют состоялся в ролях второго плана в фильмах, когда в Голливуде доминирующей тенденцией был нуар.
Альфред Хичкок
Говоря о жанре нуар, невозможно не отметить классика психологического триллера Альфреда Хичкока. Его творчество не вписывается в узкие стилистические определения и далеко выходит за рамки нуара. Но дебютные его работы в кино начинались именно с таких фильмов. Они определили доминирующий вектор в развитии мастера "фильмов ужаса". Он прошёл хорошую профессиональную школу и многие изобразительные приёмы взял на вооружение из фильмов нуар. Нагнетать и без того гнетущее напряжение и насыщать атмосферу негативной энергетикой он научился ещё в своих ранних работах.
Взаимовлияния и пересечения
Безусловно, лучшие нуар-фильмы были созданы в Голливуде и стали одной из самых ярких страниц в американской кинематографической классике. Но любые яркие явления в искусстве всегда оказывают влияние на параллельные художественные миры. Так, фильмы нуар оказали сильнейшее влияние на становление и развитие послевоенного итальянского неореализма. Следы этого направления можно отчётливо проследить во многих национальных кинематографических школах западноевропейских стран. Причудливым образом стилистика нуар отразилась во французском кино шестидесятых годов. Название этого явления взято из французского языка, но во Францию оно пришло из Голливуда. А на родине эта стилистика во многом предопределила последующее творчество таких разных мастеров, как Стэнли Кубрик, Орсон Уэллс, Николас Рэй и Билли Уайлдер. Даже последний шедевр Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами" содержит явный отсыл к истокам традиции нуар.
Аниме нуар
Весьма своеобразно обыграна стилистика нуар в традиционной японской мультипликации, например, в вышедшем на экраны в начале века и быстро завоевавшем популярность 26-серийном фильме в жанре аниме "Нуар". Кстати, это и название сериала, и имя главной героини, и обозначение стилистической традиции, которой это произведение старается следовать безукоризненно. В буквальном переводе с французского "нуар" - это не более чем обозначение чёрного цвета. Но это же и мощный художественный образ. Главная героиня аниме-сериала, помимо прочего, сражается ещё и с мраком собственной амнезии. Отзвуки стилистики нуар можно без труда обнаружить и в других произведениях традиционной японской мультипликации. Аниме и нуар органично дополняют и усиливают друг друга. Именно из этих двух источников произрастает и такое произведение, как бестселлер Квентина Тарантино "Убить Билла". Если внимательнее приглядеться, это не что иное, как аниме плюс нуар. Вот только снят фильм уже по голливудским технологиям начала третьего тысячелетия.