Общение человека с человеком: значение, проблемы и особенности

Каждый день человек проделывает массу различных манипуляций, о которых часто даже не задумывается. В данной статье мы поговорим о том, на чем же основано общение человека с человеком, и какие при этом могут возникать проблемы.

Определение понятия

В первую очередь нужно разобраться в самом понятии «общение». Психология дает следующее обозначение данного термина: это некое специфическое взаимодействие между людьми, которые являются членами общества. Важным окажется и следующий момент: именно в общении реализуются все социальные роли человека.

Стороны

Стоит сказать и о том, что существует три стороны общения, которые неразрывно связаны друг с другом:

  1. Коммуникативная. Цель – обмен информацией между людьми для дальнейшего ее использования.
  2. Интерактивная. Это некая организация взаимодействия для продуктивного общения. Например, иногда человеку нужно поднять настроение или настроить его на рабочий лад.
  3. Перцептивная. Это установление особой связи на уровне внутреннего мира между людьми, которые находятся в процессе общения.

Средства

Какие же средства используются, когда происходит общение человека с человеком? На первый взгляд, определить это сложно, однако психология выделила несколько важных подпунктов:

  1. Язык – это целая система слов, выражений, предложений, благодаря чему строится речь человека, на которой и основывается общение.
  2. Интонация. Это выразительность, эмоциональность, тональность, с которой разговаривает человек. От одной только интонации может меняться смысл фразы.
  3. Мимика. А также взгляд, поза человека могут многое выразить в общении и «сказать» о том, о чем не было заявлено во всеуслышание.
  4. Жесты. Предназначены для усиления сказанного. Они могут быть общепринятыми или же экспрессивными.
  5. Расстояние. Также весьма важный элемент. Только по одному расстоянию между собеседниками можно сделать вывод об их отношениях.

Виды

Рассматривая тему «Общение человека с человеком», стоит также рассказать и о том, какие существуют виды общения:

  1. «Контакт масок» или же формальное общение. В таком случае у человека нет цели понять и проникнуться личностью собеседника. Однако данный вид взаимодействия нужен, чтобы иметь возможность при необходимости отгородиться от того, с кем нет желания близко общаться, скрыть истинные эмоции.
  2. Примитивное. В таком случае общение человека с человеком строится только на выгоде: если нужен кто-то для достижения цели, с ним взаимодействуют, если же не нужен, контакт мгновенно прекращается.
  3. Формально-ролевое. Необходимо для достижения одной социальной цели.
  4. Деловое. В этом варианте собеседник учитывается как личность, однако бизнес-цель является выше, нежели личностные разногласия при выяснении вопросов.
  5. Духовное межличностное общение. Присуще друзьям, когда товарищ даже без слов может понять настроение и сделать все для его изменения в нужную сторону.
  6. Манипулятивное. Существует исключительно для достижения выгоды благодаря собеседнику.
  7. Светское. Данный вид общения предполагает разговор о том, о чем нужно, а не о том, о чем действительно хочется поговорить.

Интересной окажется и та информация, что деловое и светское общение имеют свой определенный кодекс, который людям, его использующим, нужно обязательно соблюдать.

Проблемы

Стоит сказать и о том, что часто у человека существует проблема общения с людьми. Почему так происходит, в чем причина? Так, психологи выделяют несколько пунктов, которые помогут разобраться с данным фактом:

  1. Комплекс неполноценности. Часто люди считают себя хуже, глупее или даже просто некрасивее остальных, благодаря чему стараются свести общение к минимуму.
  2. Комплекс превосходства. Полная противоположность предыдущему пункту. В таком случае человек считает себя настолько лучше других, что просто не находит для себя равного собеседника.
  3. Излишняя агрессивность. В таком случае часто окружающие сами отказываются общаться с человеком из-за его неуравновешенного характера или слишком острых высказываний и взглядов.
  4. Недостаток опыта. Данный пункт может показаться смешным, однако не все так просто. Люди, которые мало общаются с окружающими, часто не знают, как это делать правильно.

Что делать?

Что же можно сделать человеку, чтобы изменить ситуацию и научиться общаться, преодолев различные коммуникативные проблемы? Психологи создали простой алгоритм действия, выполняя даже некоторые пункты из которого, можно довольно-таки легко справиться со своими проблемами:

  1. В первую очередь нужно признать то, что данная проблема существует. И только после этого можно начинать что-то предпринимать.
  2. Предметы-помощники. Если кто-то боится контактировать с людьми, первый выход для него – общение человека с природой (или же предметами). Так, обо всем, что происходит в жизни, поначалу можно рассказывать березке в саду, плюшевому мишке или дневнику. Однако с этим не стоит затягивать, все же лучше как можно скорее переходить к следующим советам.
  3. Если же пока еще страшно общаться «вживую», можно начать с телефонных разговоров. Просто набирать любой номер и спрашивать, допустим, Петю. А потом извиняться, что не туда попали. Однако не стоит слишком затягивать и с таким способом обучения, лучше как можно раньше переходить к общению реальному.
  4. Главное правило: нужно начать как можно больше общаться с людьми. Однако это не значит, что надо заводить длительные разговоры о политике или автомобилестроении. Достаточно просто подходить к людям на улице и спрашивать «который час», «как пройти в библиотеку» и т. д.
  5. И самый, казалось бы, странный совет: нужно как можно больше читать. И на этом фоне формировать свое мнение о прочитанном. А позже делиться этим сначала с родственниками (на которых можно тренировать свои коммуникативные навыки), далее – с друзьями, а потом уже будет легко общаться и с коллегами, и с одноклассниками.

Особые категории

Стоит также сказать и о том, что каждая категория людей требует особого вида общения. И об этом стоит помнить. Так, например, общение с пожилыми людьми должно строиться на принципах уважения, почитания старости. Этому важно научиться, ведь часто люди старшего возраста требуют довольно много внимания и контактов. Особым пунктом окажется общение с трудными людьми. Однако данные навыки, скорее, понадобятся тем, кто работает в больницах (в т. ч. и психиатрических), тюрьмах и т. д. В быту же трудными людьми часто называют товарищей и родственников, с которыми практически невозможно общаться из-за их характера. В таком случае единственное правило – набраться терпения и следить за своим эмоциональным состоянием в моменты коммуникации с такими личностями.

Комментарии