Общение человека с человеком: значение, проблемы и особенности
Каждый день человек проделывает массу различных манипуляций, о которых часто даже не задумывается. В данной статье мы поговорим о том, на чем же основано общение человека с человеком, и какие при этом могут возникать проблемы.
Определение понятия
В первую очередь нужно разобраться в самом понятии «общение». Психология дает следующее обозначение данного термина: это некое специфическое взаимодействие между людьми, которые являются членами общества. Важным окажется и следующий момент: именно в общении реализуются все социальные роли человека.
Стороны
Стоит сказать и о том, что существует три стороны общения, которые неразрывно связаны друг с другом:
- Коммуникативная. Цель – обмен информацией между людьми для дальнейшего ее использования.
- Интерактивная. Это некая организация взаимодействия для продуктивного общения. Например, иногда человеку нужно поднять настроение или настроить его на рабочий лад.
- Перцептивная. Это установление особой связи на уровне внутреннего мира между людьми, которые находятся в процессе общения.
Средства
Какие же средства используются, когда происходит общение человека с человеком? На первый взгляд, определить это сложно, однако психология выделила несколько важных подпунктов:
- Язык – это целая система слов, выражений, предложений, благодаря чему строится речь человека, на которой и основывается общение.
- Интонация. Это выразительность, эмоциональность, тональность, с которой разговаривает человек. От одной только интонации может меняться смысл фразы.
- Мимика. А также взгляд, поза человека могут многое выразить в общении и «сказать» о том, о чем не было заявлено во всеуслышание.
- Жесты. Предназначены для усиления сказанного. Они могут быть общепринятыми или же экспрессивными.
- Расстояние. Также весьма важный элемент. Только по одному расстоянию между собеседниками можно сделать вывод об их отношениях.
Виды
Рассматривая тему «Общение человека с человеком», стоит также рассказать и о том, какие существуют виды общения:
- «Контакт масок» или же формальное общение. В таком случае у человека нет цели понять и проникнуться личностью собеседника. Однако данный вид взаимодействия нужен, чтобы иметь возможность при необходимости отгородиться от того, с кем нет желания близко общаться, скрыть истинные эмоции.
- Примитивное. В таком случае общение человека с человеком строится только на выгоде: если нужен кто-то для достижения цели, с ним взаимодействуют, если же не нужен, контакт мгновенно прекращается.
- Формально-ролевое. Необходимо для достижения одной социальной цели.
- Деловое. В этом варианте собеседник учитывается как личность, однако бизнес-цель является выше, нежели личностные разногласия при выяснении вопросов.
- Духовное межличностное общение. Присуще друзьям, когда товарищ даже без слов может понять настроение и сделать все для его изменения в нужную сторону.
- Манипулятивное. Существует исключительно для достижения выгоды благодаря собеседнику.
- Светское. Данный вид общения предполагает разговор о том, о чем нужно, а не о том, о чем действительно хочется поговорить.
Интересной окажется и та информация, что деловое и светское общение имеют свой определенный кодекс, который людям, его использующим, нужно обязательно соблюдать.
Проблемы
Стоит сказать и о том, что часто у человека существует проблема общения с людьми. Почему так происходит, в чем причина? Так, психологи выделяют несколько пунктов, которые помогут разобраться с данным фактом:
- Комплекс неполноценности. Часто люди считают себя хуже, глупее или даже просто некрасивее остальных, благодаря чему стараются свести общение к минимуму.
- Комплекс превосходства. Полная противоположность предыдущему пункту. В таком случае человек считает себя настолько лучше других, что просто не находит для себя равного собеседника.
- Излишняя агрессивность. В таком случае часто окружающие сами отказываются общаться с человеком из-за его неуравновешенного характера или слишком острых высказываний и взглядов.
- Недостаток опыта. Данный пункт может показаться смешным, однако не все так просто. Люди, которые мало общаются с окружающими, часто не знают, как это делать правильно.
Что делать?
Что же можно сделать человеку, чтобы изменить ситуацию и научиться общаться, преодолев различные коммуникативные проблемы? Психологи создали простой алгоритм действия, выполняя даже некоторые пункты из которого, можно довольно-таки легко справиться со своими проблемами:
- В первую очередь нужно признать то, что данная проблема существует. И только после этого можно начинать что-то предпринимать.
- Предметы-помощники. Если кто-то боится контактировать с людьми, первый выход для него – общение человека с природой (или же предметами). Так, обо всем, что происходит в жизни, поначалу можно рассказывать березке в саду, плюшевому мишке или дневнику. Однако с этим не стоит затягивать, все же лучше как можно скорее переходить к следующим советам.
- Если же пока еще страшно общаться «вживую», можно начать с телефонных разговоров. Просто набирать любой номер и спрашивать, допустим, Петю. А потом извиняться, что не туда попали. Однако не стоит слишком затягивать и с таким способом обучения, лучше как можно раньше переходить к общению реальному.
- Главное правило: нужно начать как можно больше общаться с людьми. Однако это не значит, что надо заводить длительные разговоры о политике или автомобилестроении. Достаточно просто подходить к людям на улице и спрашивать «который час», «как пройти в библиотеку» и т. д.
- И самый, казалось бы, странный совет: нужно как можно больше читать. И на этом фоне формировать свое мнение о прочитанном. А позже делиться этим сначала с родственниками (на которых можно тренировать свои коммуникативные навыки), далее – с друзьями, а потом уже будет легко общаться и с коллегами, и с одноклассниками.
Особые категории
Стоит также сказать и о том, что каждая категория людей требует особого вида общения. И об этом стоит помнить. Так, например, общение с пожилыми людьми должно строиться на принципах уважения, почитания старости. Этому важно научиться, ведь часто люди старшего возраста требуют довольно много внимания и контактов. Особым пунктом окажется общение с трудными людьми. Однако данные навыки, скорее, понадобятся тем, кто работает в больницах (в т. ч. и психиатрических), тюрьмах и т. д. В быту же трудными людьми часто называют товарищей и родственников, с которыми практически невозможно общаться из-за их характера. В таком случае единственное правило – набраться терпения и следить за своим эмоциональным состоянием в моменты коммуникации с такими личностями.