Зеленоград - Москва: электричка. Как доехать до Зеленограда
Зеленоградский городской округ – одна из существующих административных областей столицы России. Всего их 12. От такого крупного мегаполиса, как г. Москва, Зеленоград отделяет всего 37 км, а расположен он в северо-западной части области. Это также самый первый из трех округов, образованных за пределами МКАД. И мало кому известно, что с давних пор город считается главным научно-производственным центром советской и российской электроники и микроэлектроники. В свое время здесь работали выдающиеся российские исследователи и ученые. К сведению: изначально город и предполагался как большая научная площадка.
Общие сведения
У Зеленограда есть своя история зарождения, свои традиции. Здесь также хорошо развита инфраструктура. Многие жители столицы и других регионов приобретают здесь недвижимость. Дома и квартиры в Зеленограде, особенно в новых районах, считаются элитными. Город буквально утопает в зелени. Его название дословно переводится как "зеленый город". Несмотря на сравнительно близкое расположение от столицы, здесь исключительно чистый воздух. Это возможно благодаря обилию насаждений как в в черте населенного пункта, так и в его окрестностях. Хорошо налажено транспортное сообщение между Зеленоградом и Москвой. Далее в статье узнаем подробнее о городе, его особенностях, территориальном делении. В материале будет приведена также информация о том, как добраться до населенного пункта из столицы и обратно, каким видом транспорта можно это сделать.
Особенности
Город Зеленоград, также известный под названием "русская Силиконовая (реже - Кремниевая) долина", является наиболее крупным эксклавом в столице. Его юго-восточная часть граничит с г. о. Химки, а остальная территория – с Солнечногорским районом. Зеленоград, фото которого представлено в статье, включает в себя ряд населенных пунктов. Это, в частности, посёлок Малино, деревни Рожки, Новомалино, Кутузово и часть населенного пункта Алабушево. По сравнению с остальными московскими округами, территория Зеленограда самая небольшая. До состоявшегося в 2012 г. присоединения к столице новых территорий он был также меньше остальных по численности населения. Но при этом город более густонаселен, чем, например, Балашиха. Последняя, к сведению, считается самым крупным населенным пунктом в окрестностях столицы, и как обособленный регион вполне могла войти в первую сотню самых крупных городов России. Не так давно, до расширения Москвы, Зеленоград занимал второе почетное место среди городских округов по количеству зеленых насаждений. Тогда их доля составляла 30% всей территории, уступая лишь Восточному административному округу.
Начало истории
Зеленоград (Москва) был построен на месте ранее находившихся деревень Матушкино и Савелки, п. Крюково и ряда других менее крупных населенных пунктов и дачных участков. С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. вдоль Крюковского шоссе (сегодня оно именуется Панфиловским проспектом) от станции Крюково проходила оборонительная линия советских войск. Сегодня в городе, а также его окрестностях, можно увидеть большое количество памятников в честь тех важных событий. Самый известный из них – мемориальный комплекс "Штыки". 3 декабря 1966 г., в честь 25-летней годовщины разгрома вражеских войск под столицей, из братской могилы был взят прах Неизвестного солдата и затем перезахоронен у стен Кремля в Александровском саду. По сей день на зеленоградской земле находят останки погибших, неразорвавшиеся снаряды и другие свидетельства ожесточенных боев.
История основания
Официальной датой основания г. Зеленограда считается 3 марта 1958 г. В этот день Советом Министров СССР с целью распределения населения было принято постановление о строительстве нового поселения недалеко от станции "Крюково" ОЖД. Для этого государством было отведено 11,28 кв. км, что составляет всего 30% от общей территории современного города. Строительство должно было развернуться между Ленинградским шоссе и Октябрьской железной дорогой на удалении 37-41 км от центральной части столицы. Работы по возведению города-спутника начались в 1960 г. План застройки был разработан главным архитектором Игорем Евгеньевичем Рожиным. Изначально город Зеленоград задумывался как главный центр текстильного производства. Однако в 1962 г., благодаря предложению Александра Ивановича Шокина (председателя Государственного комитета по электронике), основная деятельность начала планироваться в ином русле. Теперь задачей застройщиков стало создание научного центра, ориентированного на развитие электронной и микроэлектронной техники.
Хронология
В 1863 г. был назначен первый директор "Научного центра". Им стал Лукин Фёдор Викторович, а его заместителем по науке – Ф. Г. Старос. 15 января 1963 г. еще только строящийся город обрел свое имя – Зеленоград. Оно было присвоено актом Исполнительного комитета столичного горсовета народных депутатов за номером 3/25. 16 января 1963 г. пригородный н. п. Зеленоград (Москва) на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР перевели в подчинение районной администрации. 25 января 1963 г. все управленческие функции были переданы в руки Ленинградского районного Совета столицы. В феврале 1965 г. Зеленоград перевели из районного в городское подчинение, тем самым повысив статус города. 2 марта 1965 г. в связи с указом Мосгорисполкома управлением им стал заниматься столичный городской Совет депутатов трудящихся. Осенью 1968 г. (на основании нового решения Верховного Совета РСФСР) Зеленограду дополнительно был присвоен статус района Москвы. Генеральный план застройки, разработанный главным архитектором Игорем Александровичем Покровским и его большой командой (в ней числились архитекторы Г. Е. Саевич, Ф. А. Новиков и другие), был принят за основу в 1971 г.
Расширение
В 1987 г. к территории Зеленограда был присоединен поселок Крюково и его прилегающие окрестности. По замыслу застройщиков, это место предназначалось для возведения новой промзоны. Но с распадом СССР строительство ЦИЭ (Центра информатики и электронной техники) было прекращено, толком не успев начаться, в то время как возведение крупного жилого фонда продолжалось. Результатом стал дисбаланс количества жителей города и необходимых рабочих мест, которыми Зеленоград обеспечить уже не мог. Ситуацию также усугублял кризис российской экономики тех времен. Значительная часть населения города была вынуждена каждый день ездить из Новой части Зеленограда в старую или даже выезжать за пределы района в Москву.
Современный этап в развитии
Летом 1991 г. столице, в связи с решением о необходимости вместо старых районов сформировать административные округа, была приведена в действие реформа территориального деления. Согласно ей г. Зеленоград (Московская область) преобразовали в отдельный округ. В январе 1992 г. данное решение закрепило постановление действующего президента Российской Федерации, а также председателя Верховного Совета РФ. В этом же документе появились разграничения Зеленограда на 5 муниципальных кругов: № 1-4, Крюково. Официальная регистрация в качестве административного округа была зафиксирована 5 июля 1995 г. законом о территориальном делении. В нем же приведена информация о зонировании округа на 5 частей. Спустя некоторое время образования были переименованы в районы Савелки, Матушкино, Силино и Старое Крюково. Четыре промышленные зоны, расположенные на территории Старого города, оказались за пределами Зеленоградского округа. Позднее они были объединены в единую территориальную группу. 4 декабря 2002 г. Зеленоград (Москва) наряду с его пятью внутригородскими муниципальными образованиями был дополнительно поделен на 3 района. Это, в частности, Панфиловский, Матушкино-Савелки, Крюково. Территориальная единица "Зеленоградская", а также лесопарк, находящийся в Старом городе, распределили между районами Матушкино-Савелки и Панфиловский. В начале 2010 г. количество районов увеличилось до пяти. Их названия и территориальное распределение было выполнено в соответствии с муниципальными образованиями города.
Административно-территориальное устройство
Современный Зеленоградский городской округ состоит из 5 районов, 18 микрорайонов (планируется дополнительно сформировать еще 4 микрорайона), семи зон промышленно-коммунального назначения, нескольких обособленных населенных пунктов и лесопарка. Территориальное деление выглядит следующим образом:
- Район Матушкино. Он включает в себя микрорайоны № 1, № 2, № 4 и Северную промышленную зону.
- Район Савелки. Он состоит из микрорайонов № 3, № 5-7, д. Назарьево и Восточной коммунальной зоны.
- Р-н Старое Крюково – сюда входят микрорайоны № 8, № 9, частично п. Малино (северное направление от ОЖД), Южная промышленная зона.
- Район Силино. Здесь располагаются микрорайоны № 10, № 11, № 12, Западная промышленная зона и промзона «Алабушево».
- Район Крюково. Он включает в себя самое большое количество микрорайонов, таких как №№ 14 - 16, № 18, № 19 "Крюково", № 20, южную часть п. Малино, д. Кутузово, Каменка, Рожки, Ново-Малино. Так же сюда относятся строящиеся микрорайоны № 22 "Кутузовская слобода", № 23 "Зеленый бор", резервные площадки из 17-го и 21-го микрорайонов, промзона Малино и коммунальная зона "Александровка".
Также Зеленоградский округ сохранил свое прежнее условное деление на Старый город (примерно 2/3 от общей территории и численности населения) и Новый. Первый состоит из районов Савелки, Матушкино, Силино и Старое Крюково. Он находится между Ленинградским шоссе и Октябрьской железной дорогой. Новый город включает в себя только один район, зато самый крупный по территории и численности населения, - Крюково. Он расположен на юго-западе от ОЖД.
Способы добраться до г. Зеленоград. Как доехать из Москвы
Существует несколько способов прибытия в населенный пункт. Как доехать до Зеленограда на автомобиле:
- По Пятницкому шоссе.
- По Ленинградской трассе.
Более подробно варианты проезда, выбор трассы будут описаны ниже.
Железнодорожное сообщение Зеленоград-Москва
Электричка - универсальный способ добраться до населенного пункта от столицы и обратно. Поезд отходит с Ленинградского вокзала, который находится на станции метро "Комсомольская". В зависимости от количества совершаемых остановок на пути в Зеленоград (Москва), электричка в среднем преодолевает расстояние за 35-50 мин. Стоимость билета от г. Москвы до станции "Крюково" составляет 82,5 руб. Время отбытия первой электрички из Москвы – в 4:45. Приезд в Крюково – в 5:33. Время отбытия последней электрички из Москвы – в 23:35. Приезд в указанный выше пункт – 00:30. От станции "Крюково" можно доехать во все районы Зеленограда и окрестностей на маршрутном такси. Движение общественного транспорта осуществляется по расписанию. Его можно уточнить на пунктах, где останавливаются автобусы. Зеленоград можно посетить и другими способами, описанными ниже.
Проезд от "Речного вокзала"
От данной станции метро до г. Зеленоград (Москва) можно доехать на автобусах № 400 (экспресс) и № 400. Маршрут следования удобен, если требуется доехать до старых микрорайонов №№ 1-12 или Крюково. Первый автобус из Москвы выезжает в 5:05, последний – в 00:20. Минус такого варианта передвижения – частые пробки на Ленинградском шоссе. Однако если дороги свободны, то доехать до города можно всего за полчаса. Стоимость проезда – 40 руб.
Маршруты от метро
"Митино"
До Зеленограда отсюда следует автобус № 400К. Его маршрут удобен тем, кто едет в новые микрорайоны №№ 14-20 и Крюково.
"Тушинская"
Доехать до Зеленограда можно также на автобусе-экспрессе или на маршрутном такси № 160 от станции метро "Тушинская". Маршрут его следования удобен для посещения новых микрорайонов №№ 14-16, № 18, № 20 и Крюково. Автобус следует по Волоколамскому, а затем Пятницкому шоссе до Зеленограда. Время в пути - примерно 50 минут. Стоимость проезда составляет 50 рублей.
Маршрут по Ленинградскому шоссе (M10)
Лучший помощник путешественника, который не даст ему сбиться с пути – это карта. Зеленоград, благодаря его удобному месторасположению, многие жители столицы предпочитают посещать на личном автомобиле. Первый въезд находится примерно на 37-м км. Ленинградского ш. (примерно в 20 км от МКАД). После автосалона "Avanta" нужно повернуть на право, на Московский проспект. Этим маршрутом удобно добраться до Восточной коммунальной зоны и микрорайонов №№ 1-7 . Следующий въезд расположен на 42-ом км. Ленинградского ш., рядом с монументом "Штыки". Чтобы попасть в город нужно повернуть налево, на Панфиловский проспект. Отсюда можно добраться до Северной, Западной и Южной промышленной зоны, а так же микрорайонов №8-12. Чтобы попасть в Новый город (микрорайоны №№ 14-20) нужно проехать Крюковскую эстакаду на Панфиловском проспекте. Этим же путем можно попасть на Пятницкое шоссе.
На автомобиле по Пятницкому шоссе (Р111)
От ст. метро "Митино" нужно доехать до поворота на Кутузовское ш., который находится за д. Берехово, и свернуть направо. Затем по тому же шоссе доехать до кольца и повернуть на проезд № 657. Он приведет в новые микрорайоны №№ 14-20, Крюково, п. Голубое и Андреевка. Попасть в Зеленоград можно также, свернув рядом с д. Горетовка или через мост к п. Голубое и Андреевка.