ДОТ – это капитальное сооружение
После Великой Отечественной еще три-четыре десятилетия народная память о прошедшей войне была свежей. Ветераны казались мальчишкам людьми пожилыми, а им было всего-то по сорок-пятьдесят лет, и они могли рассказать о пережитом в те суровые годы простым и доходчивым языком. Каждый школьник знал о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру пулемета, этим он дал возможность своим боевым товарищам одолеть позиции врага, которые прикрывал ДОТ. Это укрепление было серьезной преградой для наступавших войск.
Виды полевых фортификаций
Полевые укрепления бывают капитальными и временными. К примеру, окоп или ДЗОТ строятся быстро, из подручных материалов или с добавлением некоторого количества привезенных бревен. Их достоинство состоит в том, что появление этих точек часто является полной неожиданностью для наступающего противника, в том случае, конечно, что работы велись с соблюдением достаточной степени скрытности. Второй тип фортификаций составляют мощные железобетонные и бронированные объекты, способные выдержать осаду (в некоторых случаях круговую) в течение длительного времени, сковывая силы врага. Для того чтобы их было трудно обойти, огневые точки объединяются в оборонительную систему – укрепрайон. При этом единицей такой линии служит ДОТ. Это сокращение расшифровывается как «долговременная огневая точка». Упомянутый ДЗОТ отличается от него тем, что в аббревиатуре, помимо букв «О» (огневая) и «Т» (точка) есть еще «Д» (деревянная) и «З» (земляная), означающие материалы изготовления. ДОТы строили из брони и бетона.
Стратегическая оборонная концепция
Долговременные укрепления после войны 1914–1918 годов воспринимались генералитетами многих стран как гарантированное средство отражения агрессии. Позиционный характер боевых действий, характерный для Западного фронта, давал основания считать, что главной стратегией грядущих конфликтов будет экономическое истощение противника. Исключение составлял Брусиловский прорыв, когда русской армии удалось пробить глубокую и широкую брешь в эшелонированной обороне австрийцев (1915). Но случай этот посчитали уникальным и в учет не взяли, а зря. Мнение оказалось ошибочным.
Уже в 1939 году Красная Армия совершила то, что казалось невозможным – взяла Линию Маннергейма. Тогда же наши командиры и солдаты узнали, что такое ДОТ. На войне для обороны используется все, за что пехота может «зацепиться» – овраг, ручей, дом или его развалины. В Финляндии к оборудованию укрепрайонов подошли капитально.
Линии и оборонительные районы
Линия Маннергейма считалась неприступной. Ее нельзя было обойти, и взять ее тоже практически невозможно. Даже сейчас с этой задачей не справилась бы ни одна армия мира (без применения ядерного оружия). Линию Мажино немцы просто обошли в 1940 году, в лоб они вряд ли бы ее одолели. Каждый из этих сверхмощных укрепленных районов теоретически мог обороняться очень долго. Любой ДОТ – это не просто огневая точка, а сложный подземный объект со всей инфраструктурой, включая места для отдыха, личной гигиены, еды и ее приготовления, и, конечно же, большие арсеналы со складами боеприпасов. Такие строили японцы на Южном Сахалине, и СССР на всем протяжении китайской границы. Само значение слова ДОТ предполагает его долговременную, а значит устойчивую, оборону.
Современные ДОТы
В условиях маневренной войны, подобной современным локальным конфликтам, может показаться, что долговременные огневые точки в качестве оборонительных сооружений устарели. Действительно, с появлением возможности высадки массированных десантов, мощных и компактных средств огневой поддержки пехоты нейтрализовать классический ДОТ – это не такая уж и сложная задача. Однако и оборона тоже совершенствуется. Еще в начале 60-х годов были созданы типовые сооружения типа «Горчак», а позже – и ВЗУ-100, способные сохранять боеспособность даже в случае нанесения по району удара тактическими ядерными зарядами. Этому способствует эффективная заглубленность в грунт, вентиляция «с подпором» и дистанционные средства контроля ведения огня. ДОТы все еще в строю, и их отставка не предвидится.