Железнодорожный переезд. Правила проезда железнодорожного переезда. Устройство железнодорожного переезда
Железнодорожный переезд (фото различных ситуаций на данном участке представлено в статье) является местом одноуровнего пересечения рельсового пути с автомобильной, велосипедной или пешеходной дорогами.
Общие сведения
Любой железнодорожный переезд является объектом повышенной опасности. По этой причине для предупреждения несчастных случаев в данных местах предусматривается наличие заградительных элементов и предупреждающих сигналов. К ним, в частности, относят шлагбаумы, звуковые сигналы и светофоры. Объект также оборудуется устройством заграждения переезда автоматического типа. Оно представляет собой металлические плитки, поднимающиеся для блокировки проезда. Исключением выступают места, расположенные на малоактивных участках дорожного движения. Для их обозначения используются только предупреждающие элементы (например, знак "Железнодорожный переезд"). Рассматриваемые объекты располагаются в тех местах, где преобладает хорошая видимость. Угол пересечения ж/д путей и автомобильных дорог должен составлять не меньше шестидесяти градусов. В ряде стран выделенная трамвайная линия на месте пересечения с автотрассой оснащается точно так же, как и железнодорожная.
Классификация объектов
В нашей стране железнодорожные переезды подразделяются на несколько категорий. Все подобные объекты распределяются на два класса: регулируемые и нерегулируемые. Задачу по обеспечению безопасности на ж/д транспорте федерального значения решают телемеханика и средства специализированной автоматики. Они обеспечивают регулировку движения и преимущественного права следования поездов в тех местах, где на одном уровне их пути есть пересечения с автомобильными дорогами. Данные нормы должны соответствовать всем требованиям, которые установлены специальным Положением "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта". Далее в статье оно будет именоваться Техническим регламентом. ПДД предусматривают определение возможностей безопасного пересечения нерегулируемых переездов железнодорожных путей для всех участников процесса.
Классификация эксплуатационных условий объекта
Железнодорожный переезд может пребывать в следующих состояниях:
- Объект открыт для движения по нему поездов и других транспортных средств. В то же время телемеханика и железнодорожная автоматика находятся в исправном состоянии.
- Объект открыт для движения по нему поездов, но закрыт для других транспортных средств. В то же время переезд свободен от автодорожных объектов. Телемеханика и автоматика находятся в исправном состоянии. Железнодорожный переезд готов к осуществлению безопасного пропуска поездов.
- Объект закрыт для движения по нему поездов и других транспортных средств. Это обусловлено нахождением на переезде какой-либо автомашины, которая не может покинуть его самостоятельно. В то же время телемеханика и железнодорожная автоматика находятся в исправном состоянии. Переезд не готов к осуществлению пропуска транспортных средств.
- Объект закрыт для движения по нему поездов и других автомашин. В то же время телемеханика и железнодорожная автоматика находятся в неисправном состоянии. Железнодорожный переезд не готов к осуществлению пропуска транспортных средств ввиду защитного отказа средств безопасности.
- Объект открыт для движения по нему поездов, но закрыт для автомашин. Это обусловлено нахождением на переезде транспортного средства, которое не успело покинуть его зону. В то же время телемеханика и железнодорожная автоматика находятся в исправном состоянии. Переезд готов к осуществлению пропускного контроля транспортных средств.
- Объект открыт для движения по нему поездов, но закрыт для автомашин. В то же время телемеханика и железнодорожная автоматика находятся в неисправном состоянии. Переезд не готов к осуществлению пропускного контроля транспортных средств.
- Объект открыт для движения по нему поездов и других автомашин. В то же время телемеханика и железнодорожная автоматика находятся в неисправном состоянии. Объект не готов к осуществлению безопасного пропуска поездов и автомашин.
Нормы
Инструкция по железнодорожным переездам устанавливает определенный уровень контроля, которому должны соответствовать телемеханика и ж/д автоматика. Данные средства должны обеспечивать движение при осуществлении преимущественного права следования поездов по регулируемому объекту. Для этого необходимо выполнение следующих функций:
1. Осуществление контроля над поездами. В частности, регулируется разгруженность и занятость ими участков приближения или удаления.
- Данная мера контроля реализуется на контролируемых переездах, которые расположены на перегонах железнодорожных путей. Это мероприятие осуществляется с помощью применения нескольких независимых датчиков. Их задачей является фиксация наличия поездов на участке переезда. Датчиков должно быть не менее четырех.
- Данная мера контроля реализуется на регулируемых переездах, которые расположены на станциях ж/д путей. Они должны быть оснащены системой централизации светофоров и стрелок. Это мероприятие осуществляется посредством технического оборудования.
2. Для реализации ограждения рассматриваемых объектов используется сигнальный светофор. Железнодорожный переезд при этом оснащается специализированными предупреждающими системами. Эти элементы, функционирующие на объектах, управляются автоматически или извне. Их контролирует оператор, который регулирует движение поездов на определенном участке железнодорожных путей. Также это действие может осуществлять дежурный по объекту. Сигналы светофоров регулируют движение. Они запрещают использование объекта для транспортных средств в то время, как поезд достигает соответствующего участка (приближается к линии пересечения с автодорогой на определенное расстояние).
3. Реализация заграждения объекта шлагбаумами со стороны автомобильного движения. Это мероприятие осуществляется при помощи установки специализированных систем. Переезд оснащается электрическими шлагбаумами. Они могут управляться автоматически или извне. Их контролирует оператор, который регулирует движение поездов на определенном участке железнодорожных путей. Также управление может осуществлять дежурный по переезду. Световозвращающие приборы и сигнальные фонари устанавливаются на брусья шлагбаумов с тех сторон, которые обращены к дороге.
4. Реализация заграждения переезда посредством оснащения устройствами от несанкционированного въезда участников автомобильного движения. Это мероприятие осуществляется при помощи установки специализированных систем. Устройство железнодорожного переезда в этом случае предусматривает сооружение заграждающих элементов со стороны автомобильной дороги. Функционирование данных конструкций контролирует оператор. Он регулирует движение поездов на определенном участке железнодорожных путей. Также управление может осуществлять дежурный по объекту.
5. Реализация ограждения объекта специализированными устройствами со стороны железнодорожных путей. Это мероприятие осуществляется посредством установки заградительных светофоров по соответствующему направлению. Их контролирует оператор, который регулирует движение поездов на определенном участке железнодорожных путей. Также за это может отвечать дежурный по переезду.
6. Реализация контроля свободности пути от транспортных средств. Это мероприятие осуществляется посредством оснащения объекта соответствующими датчиками. Они обычно имеют устройство управления. Также они могут визуально контролироваться дежурным по объекту.
7. Реализация определения скорости поезда, который приближается к объекту. Это мероприятие осуществляется посредством оснащения железнодорожных путей соответствующими датчиками в зонах переезда. Дополнительно размещаются приборы, которые обрабатывают полученную информацию.
8. Реализация связи телемеханики и железнодорожной автоматики с остальным соответствующим оборудованием и операторами, которые регулируют движение поездов на определенном участке железнодорожных путей. Для осуществления этих мероприятий используются специальные автоматические линии. Операторы, в свою очередь, используя полученные данные, регулируют движение поездов на определенном участке ж/д путей.
9. Реализация своевременного донесения до всех участников дорожного движения информации о том, что вскоре начнется процедура закрытия переезда. Это мероприятие осуществляется посредством оснащения объекта специальными приборами звукового оповещения.
10. Реализация своевременного донесения сведений до пешеходов, которые следуют по пешеходной дороге переезда, о том, что вскоре сюда прибудет поезд. Это мероприятие осуществляется посредством оснащения объекта аппаратурой речевого информатора.
11. Реализация контроля состояния телемеханики и железнодорожной автоматики. Это мероприятие осуществляется с помощью установки соответствующих датчиков и приборов индикации.
Общие правила проезда железнодорожного переезда
Никогда не стоит забывать, что несоблюдение установленных норм может стоить человеку жизни. Абсолютно все участники дорожного движения должны подчиняться запрету на нахождение в зоне переезда, когда шлагбаум начинает закрываться или уже находится в таком положении, и загорелся соответствующий сигнал светофора. Это правило также распространяется на велосипедистов и пешеходов. Разрешено находиться не ближе, чем в пяти метрах от заграждающей конструкции. Если железнодорожный переезд без шлагбаума, то расстояние до ближайшего рельса должно составлять как минимум 10 метров.
Правила проезда железнодорожного переезда, действующие в Российской Федерации
В нашей стране всем участникам дорожного движения запрещено въезжать на ж/д рельсы в следующих ситуациях:
- Шлагбаум начинает закрываться или уже закрыт. В данном случае цвет сигнала предупреждающего светового прибора не играет решающей роли.
- Поезд (или любой другой железнодорожный транспорт) находится в пределах зоны видимости и приближается к переезду.
- Загорелся запрещающий сигнал светового прибора. В данном случае положение и наличие заграждающей конструкции не играет решающей роли.
- Проезд железнодорожных переездов запрещен в том случае, если за зоной ж/д полотна образовался затор, который помешает водителю покинуть рельсы.
- Дежурный подает запрещающий сигнал. В данном случае он должен быть обращен в сторону водителя спиной или грудью с поднятым над головой жезлом, флажком, красным фонарем или вытянутыми в сторону руками.
Практически во всех странах, где есть железнодорожные пути, безопасность на железнодорожных переездах обеспечивается соблюдением вышеизложенных норм.
Что делать, если автомобиль остановился на рельсах?
К сожалению, возникновение подобных ситуаций – не редкость. В случае если водитель не может самостоятельно вытолкнуть автомобиль из этой зоны, то предусмотренные нормы требуют от него следующих действий:
- При вынужденной остановке на железнодорожных путях необходимо немедленно высадить всех пассажиров из машины.
- Попытаться своими силами принять меры по освобождению части ж/д полотна.
- Направить двух человек в обе стороны железнодорожных путей, если имеется такая возможность. Предварительно нужно объяснить им правила подачи сигнала остановки машинисту поезда.
- Находиться возле транспортного средства. При этом следует подавать сигналы общей тревоги.
- Если поезд появился в зоне видимости, необходимо бежать ему навстречу. При этом следует оповещать машиниста о необходимости срочной остановки.
Как правильно подать сигнал?
Общая тревога
Для информирования служит серия из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
Требование остановки
Сигналом является круговое движение рукой. Для его осуществления ночью потребуется фонарь или факел, а днем – какой-либо легко заметный предмет или лоскут из яркой ткани.
Меры предосторожности
Правила безопасности при пересечении железнодорожных переездов соблюдаются далеко не всеми и не всегда. Это неминуемо приводит к гибели людей. В настоящее время особое внимание уделено разработкам, которые бы предотвратили такое стечение обстоятельств. Например, в Западной Европе запущена программа по сокращению количества переездов. Производится их замена многоуровневыми пересечениями. При этом соблюдается соотношение четыре к одному. То есть несколько старых объектов заменяются новым, более усовершенствованным. В Нидерландах от строительства переездов полностью отказались. В то же время в некоторых городах Российской Федерации есть троллейбусные и трамвайные маршруты, которые проходят через зону железнодорожных путей.
Современные разработки
На эксплуатируемых переездах внедряются новые разработки, конструкционные материалы и реализуются современные технические решения. Все эти мероприятия направлены на улучшение безопасности бесперебойного движения на участках пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог. Объекты оснащаются резинотехническими настилами. Они значительно повышают скорость преодоления части ж/д полотна транспортными средствами. Для повышения уровня безопасности используются специальные сигнализационные средства. Они позволяют информировать участников движения о возникновении аварийных ситуаций в зоне пересечения автодороги с ж/д полотном и иных чрезвычайных обстоятельствах. В настоящее время широко применяются сирены и проблесковые маяки красного цвета.
Предупреждающие элементы
На определенном расстоянии перед любым участком пересечения автодороги с ж/д полотном устанавливаются специальные конструкции. Если объект не оснащен заграждающим элементом, то это железнодорожный переезд без шлагбаума. Знак представляет собой белый треугольник, окантованный красной линией по всему периметру. В центре изображен паровоз. Железнодорожный переезд без шлагбаума, знак которого представлен выше, обычно дополнительно оснащается сигнальными элементами. Непосредственно перед рельсами устанавливается предупреждающая конструкция - знак в виде белого андреевского креста с красной окантовкой.