Волжский автомобильный завод - лидер отечественного автопрома
Волжский автомобильный завод – это первое название лидера отечественного автопрома ОАО «АвтоВАЗ». Так предприятие именовалось во время строительства и выпуска первых автомобилей, в народе ласково называемых «копейками». В 1971 году завод был переименован и стал официально называться «Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ», а в следующем году предприятию было присвоено дополнительно имя 50-летия СССР. До перестройки завод выпускал автомобили под марками «Жигули», «Ока», «Нива», «Самара» и «Спутник». После переформирования появилась новая торговая марка - «Лада». Также здесь производятся автомобили Nissan, а в скором времени с конвейера начнут сходить новенькие Renault. Штаб-квартира и ранее, и в настоящее время находится в городе Тольятти. Контроль над предприятием осуществляет промышленный альянс Nissan-Renault.
История предприятия
В конце 60-х руководству СССР стало очевидно, что продукция АЗЛК и ГАЗ не отвечает мировым стандартам машиностроения. После рассмотрения ряда площадок было принято решения о строительстве в Тольятти предприятия по выпуску легковых автомобилей. Так появился в проекте Волжский автомобильный завод. История его начиналась специалистами итальянского концерна Fiat. Строительство Волжского автомобильного завода началось в 1967 году, и было объявлено Всесоюзной комсомольской стройкой. Тысячи молодых людей со всей страны съехались на столь знаменательное событие. Предприятие было отстроено за 2 года. В 1969 году, еще на стадии монтажа оборудования, началось формирование коллектива, преимущественно из тех людей, кто строил завод. Более 800 предприятий со всего мира поставляли свою продукцию для оснащения завода.
Первая «копейка»
Первый автомобиль «Жигули» был сведен с конвейера шеф-инструктором предприятия Бенито Гуидо Савоини 19 апреля 1970 года. Так начал свою жизнь Волжский автомобильный завод в Тольятти. Собственно названия «Жигули» тогда еще не было, «копейку» официально именовали ВАЗ-2101. А прозывали – «Русский Фиат». Собственно «копейка» было уже второе народное название и появилось оно в 90-х, когда ВАЗ-2101 был уже снят с производства. Прототипом автомобиля был Fiat 124R – экспортная модификация концерна специально для СССР. В общей сложности в конструкцию было внесено более 8 сотен изменений, в том числе распределительный вал двигателя занял верхнее положение, уменьшился ход поршня, увеличили клиренс, изменили переднюю подвеску, двигатель переоборудовали на короткий ход и провели прочие модернизации. Но не стоит думать, что удачный опыт Fiat был перенят только в СССР. В Болгарии и Польше выпускались лицензионные варианты, на базе одной из моделей разработан испанский Seat и турецкий «Тофаш».
Самые популярные модели ВАЗ
За годы существования Волжский автомобильный завод выпустил множество модификаций легковых автомобилей. Не все они были удачными, но отдельные модели были высоко оценены потребителями. «Копейка» быстро получила популярность благодаря хорошим техническим параметрам и сравнительно недорогой цене. Первый универсал предприятия ВАЗ-2102 был не менее удачным и надолго занял эту нишу на рынке. Следующие модели не пользовались высокой популярностью, но модификация 76-го года - ВАЗ-2106 - стала, пожалуй, самой лучшей машиной из всей линейки «Жигулей». Она имела технологичные агрегаты и идеальные параметры для отечественных дорог. Следующим удачным автомобилем была «Нива», которую стали выпускать на предприятии с начала 80-х. Стоит отметить, что это единственная машина, массово экспортируемая СССР за рубеж. В 84-м с конвейера сошел ВАЗ-2108 «Самара» с передним приводом, что произвело фурор на внутреннем рынке. В 87-м Волжский автомобильный завод выпустил знаменитую «девятку», на базе которой до сих пор делают некоторые отечественные автомобили.
Новая марка «АвтоВАЗа»
После того как Волжский автомобильный завод стал ОАО «АвтоВАЗ», на предприятии была разработана новая марка автомобиля. Опытное производство Lada-110 началось с 1995 года. На ней впервые были применены такие новшества, как подушка безопасности, электронная система вспрыска, вклеены стекла и другие достижения мирового автопрома. Впоследствии она прошла множество модификаций, в том числе и модель с двигателем Opel. Производство Lada было инициировано не рынком, а потребителями, которые крайне нуждались в дешевых и простых автомобилях.
Отечественные автомобили с АКПП
В декабре 2013 года с конвейера сошел последний автомобиль Lada-Samara. На сегодняшний день ОАО «АвтоВАЗ» производит новую марку Lada-Granta. Главным ее усовершенствованием стала автоматическая коробка передач. Для российского автопрома - это настоящее новшество. Какова будет ее судьба, пока неизвестно, поскольку модель выходит пока только в одном исполнении – «седан». Но автомобиль уже сейчас имеет успех у отечественных автолюбителй и хорошо продается на всей территории Российской Федерации.