Что такое исламское государство? Исламские государства: типы, особенности
История появления исламского государства неразрывно связана с одноименным вероисповеданием. Это религиозное направление появилось благодаря деятельности пророка Мухаммеда.
Истоки
Возник ислам в 6-7 веке. Он провозгласил и утвердил моральные нормы общества, равенство среди всех мусульман, запретил кровопролитие и насилие между людьми. Вся власть, согласно этому религиозному направлению, отдавалась в руки Пророка.
С течением времени последователей ислама становилось все больше и больше. В их число стала входить основная часть жителей Аравийского полуострова. В связи с этим возникла проблема упорядоченности отношений и всеобщего контроля над приверженцами данного религиозного направления. Пророк Мухаммед быстро справился с решением этой задачи. Он стал тем единым лидером, который вел правоверных по светлому пути Аллаха.
Агрессивные намерения
Уже после смерти Мухаммеда стала набирать силу идея о ведении «священной войны». И это несмотря на то, что джихад вначале использовался только в оборонительных целях. Только позже произошло его постепенное перевоплощение в инструмент подчинения и захвата неверных. Началось длительное кровопролитное построение Халифа. Государствообразующим фактором в этом процессе явился ислам.
Халифат
Объединенная Аравия, большинство населения которой придерживалось мусульманской веры, уже с первой половины 7 в. начала вести войны. Арабы захватили Египет и Сирию, Палестину и Иран. Они распространили свою власть на территории Северной Африки, в южных областях Испании, в Средней Азии и на Закавказье. В результате захватнических войн образовалось огромное исламское государство, которое известно как Арабский Халифат. Столицей этой великой державы стал город Багдад. На захваченных землях поселилось большое количество аравийцев.
Данное исламское государство по своему политическому строю сохраняло черты рабовладельческого, но в то же время быстрыми темпами стало перерождаться в феодальное. Большие территории завоеванных земель являлись собственностью государства. Работавших на своих угодьях крестьян вынудили платить подати, приравняв их к наследственным арендаторам.
Государственное устройство
В Халифате имела место централизованная форма монархии. В государстве был светский и духовный глава. Им являлся халиф. Важной особенностью существующей монархии было соединение духовной и светской власти в одном лице. Именно поэтому исламское государство Халифат можно отнести к феодально-теократическому. Главная роль среди высших государственных чиновников отводилась визирю. Большую значимость в Халифате приобрели образованные диваны.
На начальном этапе развития такого государства, как Халифат, религия и право сливались в одно целое. Главным источником права считался Коран. Его автором является пророк Мухаммед. Мусульманское право назвали «шариатом», что означает «прямой путь». В него были включены не только религиозные догмы. Исламский Халифат черпал в этом писании нормы гражданского, уголовного, а также процессуального права.
Существовали сборники преданий о вынесенных Мухаммедом судебных решениях, а также труды, включающие толкования мусульманских законотворцев. Эти письмена служили дополнением к Корану. Используются они и в настоящее время при пробелах в существующем праве.
Исламский Халифат обладал еще одной характерной чертой. В нем не было разделений между религиозными, правовыми и этическими нормами. Они составляли единый комплекс.
Исламский Халифат долгое время сохранял государственную собственность на всю землю. Однако развивающиеся феодальные отношения поменяли это устройство. Стала появляться частная собственность.
Какое государство можно считать исламским?
Мусульманство не потеряло своей силы во многих странах. Что такое исламское государство сегодня? Эта страна, в основе строя которой лежит ислам. Данное религиозное направление является догмой для всего общества. Шариат – основное писание, которым руководствуется исламское государство. Это документ, содержащий элементы гражданского и конституционного, административного и уголовного, процессуального и семейного права.
Исламская концепция построения государства имеет отличия от западной формы. Прежде всего, она основана на законах, составленных пророком Мухаммедом. К тому же, стоит заметить, в исламе весьма затруднена классификация форм государственного устройства.
Классическая теория мусульманства выдвигала свои догмы. Она полагала, что приверженцев учения пророка Мухаммеда нельзя делить по народам. Согласно этой религии, мусульмане представляют собой неразрывную умму. Имеющиеся на политической карте мира федерации, например, Малайзия или Объединенные Арабские Эмираты, по мнению ислама, – объединения не народов, а государств. В этом также кроется коренное различие данных стран от того, как понимается федерация в Западной Европе.
Типы исламских государств
Это понятие близко к западному правовому режиму. Исламские страны могут являться султанатами и эмиратами, халифатами и имаматами. Все эти типы мусульманских государств характеризуются собственными средствами и способами правления. Так, страны султанаты – это те, в которых власть принадлежит династии султана. Такое правление сложилось исторически. Султанаты мира на современной политической карте – это Оман, который находится в Аравии, а также Бруней, расположенный на юго-востоке Азии.
Очень древнее исламское государство – это султанат Оман. Оно было создано еще в третьем веке, а середины седьмого вошло в состав Арабского Халифата. Территория Омана расположена в восточной части Аравийского полуострова. С этим государством граничит Саудовская Аравия, Республика Йемен и Арабские Эмираты. В 1970 г. во главе Омана стал султан Кабус бен Саид.
Султанат Бруней – крошечное исламское государство. Карта Юго-Восточной Азии укажет нам его месторасположение. Находится Бруней в северной области острова Борнео. Это государство образовалось в шестом веке. В былые времена оно считалось центром культуры мусульман. На сегодняшний день это государство является одним из самых богатых в мире, а его султан входит в список наиболее обеспеченных людей на Земле.
Есть небольшие исламские страны, в которых власть принадлежит династии эмира или выбранному лидеру. Их называют эмиратами. Особенностью таких государств являются их небольшие размеры. Они считаются своеобразными ступенями, служащими для возрождения Халифата.
А вот ОАЭ правит президент. Но в то же время Объединенные Арабские Эмираты являются федерацией, включающей в свой состав семь эмиратов. Ими правят эмиры.
Следующим типом исламского государства является имам. Здесь лидером является духовный религиозный руководитель. Называют его имамом. Данный вид политического и общественного устройства характерен следованием шиитским доктринам. При этом государственной власти придается глобальный характер (по аналогии с Халифатом).
На политической карте мира с 1829 по 1859 гг. существовало государство Имамат Шамиля. Располагалось оно на территории нынешней Чечни и Дагестана. Это исламское государство было упразднено Российской империей. Наибольшего расцвета указанная страна достигла в период правления имама Шамиля, который длился с 1834 по 1859 гг.
В 19 в. существовало еще одно подобное исламское государство. Карта Йемена с 1918 г. по 1962 г. указывала на находящееся на его территории Йеменское Мутаваккилийское Королевство. Свое существование эта страна прекратила после антимонархической революции.
Что такое исламское государство Халифат? Согласно правовой доктрине мусульманства, это единая страна. В прошлом ядром Халифата являлась арабо-мусульманская страна, созданная Мухаммедом в 7 веке. После она стала огромнейшим государством, располагавшимся на территории завоеванных арабами стран. Правителями являлись халифы.
Исламские республики
Существует обособленная форма теократического устройства, которая распространена на территории Ближнего Востока. Это исламская республика. Здесь главная роль в управлении отдана мусульманскому духовенству.
Исламская республика представляет собой своеобразный компромисс. Он существует между европейскими принципами построения государственности и догмами традиционной мусульманской монархии.
В списке исламских республик находятся Афганистан и Мавритания, Пакистан и Ирак. Законы в этих государствах созданы с учетом догм шариата.
Основная концепция
Коран не предписывает какую-либо определенную форму государственного устройства. Исламское право не имеет собственной конституционной теории. Однако основной концепцией любого вида исламского государства является соответствие требованиям мусульманского учения. Это позволяет с уверенностью говорить о том, что ислам наделен «надгосударственным» свойством. Кроме того, данное учение закрепляет сами основы всего существующего строя. При этом именно ислам играет главенствующую роль в деятельности и принципах организации государственного механизма.
Исламское право постепенно развивалось. Менялась и основная концепция государства. Она приобретала все более светский вид и входила в противоречия с традиционным исламским учением, утверждавшим о непреложности божественных догм. Происходил непрерывный процесс реформ законодательной сферы. В результате те отношения, которые ранее регламентировало только исламское право, стали регулироваться и иными нормативными источниками, имевшими европейское происхождение.
Данный процесс начался в середине 19 в. В первую очередь он коснулся тех сфер, в которых не особенно остро ощущался конфликт с классическим исламом. В результате отдельные исламские государства были признаны альтернативой единого Халифата.
Особенности концепции
Исламское государство обладает своими характерными чертами. Главной особенностью является подчинение всей его деятельности главенствующим принципам мусульманства. Здесь же предполагается контроль народа над деятельностью государственных органов. Это предписано исламским правом. Таким образом, государство несет ответственность перед своими гражданами.
Особенности концепции построения исламского общества заключены в необходимости создания целого ряда институтов. Мусульманский принцип «консультации» соблюдается в тех странах, где во главе находится совещательный орган. Примером тому может стать Катар. В этом государстве существует Консультационный Совет, который назначается эмиром. Каковы его основные функции? Он дает советы правителю государства. Законы в Катаре принимаются только после консультационных бесед с этим органом.
Основная конституционная концепция мусульманских стран – признание ислама в качестве государственной религии, которая проповедуется почти в сорока странах. Этот принцип является ярким отображением влияния догм, содержащихся в Коране, на законодательное право. Данные положения отражены в конституциях ОАЭ, Иордании, Пакистана и т.д.
Базовой концепцией многих исламских государств является закрепление высшей юридической силы за Кораном. Здесь помимо норм, предписывающих светское право, параллельно действует право мусульманское. При этом они оба имеют обширную сферу распространения, затрагивающую не только отношения личного характера, но и те, которые находятся в рамках административного, уголовного и гражданского статуса. Эта концепция характерна для стран, расположенных на Аравийском полуострове, а также для Пакистана.
Стоит сказать о том, что, несмотря на светский путь развития, мусульманские государства не отказываются от исламского права как от важнейшего фактора, формирующего правовое сознание, менталитет народа, а также поведение мусульман.
Основные доктрины
Халифат возник как теократическое государство. С самого начала своего существования его основным принципом являлось единство светской и духовной власти. Все управление при этом было сосредоточено в руках халифа.
Нормативные предписания, которые даются в Коране, не указывают на необходимость использования конкретной формы при построении государства. Не указаны в них и принципы механизмов власти. Однако некоторые почитатели Корана по-своему интерпретировали священное писание. Ими были созданы труды, в которых нашла отражение исламская концепция государства. Та идея, на которую они опирались, имеется в Коране. Она гласит о том, что единственным источником власти является Аллах. Мухаммед же был лишь его посланником, за которым закреплялась функция контроля воли божества.
Исламскую концепцию государства стали разрабатывать в 10-11 веках. Это был период, когда Халифатом правила династия Аббасидов, и страна пришла в упадок.
Длительное время построение исламского государства базировалось на двух подходах. Позиция первого из них базировалась на принципе единства религии и права. В противовес этому существовало мнение о необязательности сохранения мусульманами единого халифата. Однако и те, и другие видели определяющую роль ислама в регулировании всех сторон жизни общества.
Сегодня в мусульманских странах признается право на создание любых систем власти. Главное, чтобы они соответствовали условиям страны.
Уже в начале 20 в. большинство исламских государств перешло на светскую модель общества. Однако во второй половине этого же столетия наметилась тенденция, приводящая к усилению роли мусульманства в жизни указанных стран. Особенно отчетливо это проявилось в Иране, Пакистане, Судане.