Понятие "общественный строй". Общественный строй древних славян, Киевской Руси

Основным аспектом, определяющим правовую способность людей в Древней Руси, было положение их личной свободы. Исходя из этого, население условно делилось на рабов (холопов) и свободных. Кроме того, существовали и промежуточные классы закрепощенных людей. Они считались юридически свободными, но на самом деле были в экономической зависимости (долговой или поземельной). Вследствие этого они все равно ущемлялись в правах.

Общественный строй

Это понятие включает организацию социума, которая обусловлена определенной степенью развития производства, а также обмена и распределения продуктов. Кроме того, особенности общественного строя зависят от сознания людей и традиций, закрепленных в законах и охраняемых государством. Его структура состоит из нескольких элементов, включающих политические, экономические, социальные и культурно-духовные отношения.

Древняя Русь

В сохранившихся летописях записано, что общественный строй славян, которые расселились на землях в районе Восточно-Европейской равнины, представлял собой родовую общину. Это значило, что вся власть и имущество были в руках старшины. Древние славяне исповедовали родовой культ, почитая своих предков.

С VI века в связи с появлением орудий труда, сделанных из металла, а также с переходом от подсечного земледелия к пашенному прежние отношения стали распадаться. Теперь требовалось объединять усилия всех без исключения членов рода для того, чтобы успешно вести хозяйство. Таким образом, на первый план вышла отдельная семья.

Общественный строй восточных славян постоянно менялся. Со временем родовые общины становились соседскими или территориальными. В них сохранялась общая собственность на пахотную землю, пастбища, водоемы и лесные угодья. Теперь отдельным семьям стали давать наделы. Такие участки пахотной земли они должны были обработать своими силами и собственными орудиями труда, оставляя у себя почти весь собранный урожай. Затем передел закончился, и наделы перешли в постоянную собственность, которой обладали отдельные семьи.

Дальнейшее усовершенствование орудий труда повлекло за собой появление излишков продукции, а затем – развитие натурального обмена между семьями. В связи с этим постепенно стал появляться новый общественный строй славян, который привел к дифференциации общины, имущественному неравенству и значительному накоплению состояния старейшинами и иной знатью. В это время главным органом управления было вече, на котором совместно решались все важные вопросы. Но постепенно оно стало терять свою значимость.

Как известно, восточные славяне постоянно воевали с соседями. Кроме того, они также отражали многочисленные набеги кочевых племен. В результате стала возрастать значимость военачальников, которыми являлись князья. Они же были главными лицами, управлявшими племенами. Избыток продукции позволял содержать общинам князя с его преданной дружиной – отрядами воинов. Постепенно в их руках сосредоточилась вся власть и основная часть богатства. Они присвоили себе земли и обложили соплеменников налогами. Таким образом, в VIII-IX веках общественный строй Древней Руси опять стал меняться. Резкое имущественное расслоение начало давать предпосылки для образования государства.

Основные группы

Общественный строй Киевской Руси состоял из четырех основных групп населения, называвшихся феодалами, крестьянами, холопами и городскими (или посадскими) жителями. Все они имели разные права.

Деление людей на классы, как считает большинство историков, свидетельствовало о быстром развитии феодальных отношений. При этом бывшие свободные общинники со временем превращались в зависимое население. Надо сказать, что на данном этапе развития феодализма еще не было крепостного рабства, которое предполагало прикрепление крестьян к земле и лично к хозяину.

Свободное население

Государственный и общественный строй Киевской Руси являлся раннефеодальной монархией. Главой государства был великий князь, а ему, в свою очередь, подчинялись другие, более мелкие. Чтобы решить спорные вопросы, возникающие между ними, например о разделении или перераспределении земли, а также дела, касающиеся заключения мира или ведения войны, проводились специальные съезды.

Властвовали князья посредством своей дружины – отрядов профессиональных воинов. Солдаты собирали дань, и за счет нее же получали содержание. Старшие дружинники во главе с князем принимали участие в создании законов и входили вместе с ним в совет, называемый думой.

Военной элите были переданы административные функции, за счет которых появилась так называемая десятичная схема управления. Со временем ее заменит дворцово-вотчинная система, опиравшаяся на феодальную собственность на землю.

Дружинники постепенно становились землевладельцами и получали некий иммунитет, который давал им право распоряжаться своими территориями без какого-либо вмешательства в их дела со стороны княжеской администрации.

Класс феодалов

Существовавший в те времена общественный строй представлял собой некую лестницу, на верхушке которой восседал киевский князь со своей элитой – феодалами. Самой привилегированной была знать. Она, в свою очередь, делилась на несколько подгрупп. Среди них – бояре. Так назывались отставные старшие дружинники, служившие когда-то великому князю киевскому. С XI века они становятся крупными феодалами-землевладельцами. Также они участвовали в государственном управлении (чаще всего в роли наместников.)

Княжьи мужи – самое близкое окружение главы государства. Они были его политическими советниками, а также состояли в так называемом Совете при князе. Эти люди не имели земельной собственности и жили на иждивении. Они являлись потомками великих и светлых князей, а также старейшин племен.

Огнищанами называли крупных чиновников, занимающихся управлением различными областями государственного хозяйства.

Люди, руководившие личными делами и имуществом князя, именовались княжьими тиунами, т.е. слугами. Что касается их правового статуса, то они находились на уровне обычных рабов.

Были еще и отроки – младшие чины из состава дружинников великого князя. Они считались феодалами-землевладельцами и принимали участие в управлении государством.

Главной привилегией, которой пользовались старшие дружинники, а именно бояре, было землевладение с особым правом иммунитета, разрешавшее им следующее:

● не подчиняться не только общинным властям, но и феодальным на местах;

● пользоваться поддержкой юрисдикции князя;

● взимать различные подати и проводить суды в отношении зависимого люда.

Позже в грамотах были зафиксированы еще несколько прав по защите жизни, здоровья и чести. Также им становился доступным особенный порядок наследования, по которому имущество могло передаваться не только по мужской, но и по женской линии. Кроме того, была существенно повышена ответственность за убийство, где отмечалось, что жизнь феодала стоила тогда 80 гривен.

Зависимое население

Как уже известно, общественный строй восточных славян постепенно менялся, что привело к его расслоению и делению на классы. Появилось зависимое население, к которому относились смерды, закупы и рядовичи. Оно составляло большую часть жителей Древней Руси.

Смердами называли личносвободных крестьян-общинников. Они обладали собственностью с правом передачи его по наследству, а также могли вступать в договорные отношения. Совершившие преступление должны были выплатить штраф полностью. Они имели право участвовать в судебных процессах как в качестве истца, так и в роли свидетеля или ответчика.

К закупам относились смерды, каким-то образом попавшие в зависимость за имеющиеся у них долги перед кредиторами. Они обязаны были отрабатывать их до тех пор, пока не смогут возвратить задолженность. Закупы сохраняли свое имущество, переходящее по наследству родственникам, но при этом их долги не передавались. Они могли заключать договоры и привлекаться к уголовной ответственности, а также участвовать в судебных разбирательствах в роли как ответчика, так и истца. Однако закупы не имели права покинуть хозяйство кредитора или отказаться работать на него. Неповиновение наказывалось рабством. Закуп также не мог выступать в качестве свидетеля на судебных заседаниях, так как являлся зависимым от своего кредитора.

Общественный строй на основе правовых аспектов определял факторы, по которым закуп мог быть освобожден. Первый из них – возврат долга. Второй – освобождение на основании решения суда, если кредитор передает обязательства должника третьему лицу. И, наконец, последний, когда закуп подвергся избиению со стороны кредитора.

Рядовичами называли должников, которые под залог своей свободы брали не деньги, а какие-либо вещи.

Несвободное население

Общественный строй Древней Руси был устроен таким образом, что в нем имелся класс людей, полностью подневольных и бесправных. Их называли холопами. У них не было никакого личного правового статуса и имущества. Они считались недееспособными и не имели права участвовать в судебных тяжбах и привлекаться к уголовной ответственности.

Существовало несколько причин, по которым люди могли стать холопами (рабами):

● По праву рождения. Это значит, что если хоть один из родителей был рабом, то и ребенок тоже становился им.

● Женитьба на рабыне.

● Самопродажа. Для этого составлялся документ, который подписывался при свидетелях.

● Захват в плен во время военных действий.

● Побег закупа. В этом случае в рабов превращали всю его семью.

● Уголовное преступление, которое каралось путем конфискации имущества. Кроме того, семья в полном составе становилась холопами. Такое наказание назначали за убийство, грабеж, поджог, конокрадство и банкротство.

Надо отметить, что общественный строй Киевской Руси с его законами не позволял холопам стать свободными. Больше того, отпустить их на волю считалось страшным оскорблением для свободных людей. Единственным исключением могло стать то обстоятельство, что у рабыни рождался ребенок от ее господина. А когда хозяин умирал, она становилась свободным человеком.

Посадские жители

Общественный строй, который сформировался на русских землях в те времена, предполагал отсутствие холопства в городах. Посадские жители имели полное правовое равенство. Только в XII веке в городском обществе стали проявляться признаки расслоения (дифференциации) населения по имущественному признаку.

Люди стали разделяться на две группы: старших и черных. К первой относились купцы и «гости», занимавшиеся внешней торговлей, а ко второй – ремесленники. Начал зарождаться общественно-экономический строй, при котором появилось правовое неравенство в городах. При этом черных могли без их согласия отправить либо в ополчение, либо на общественные работы.

Возникновение городов

В период зарождения и дальнейшего развития феодального строя часть ремесленников, которые входили в состав общины, начали попадать в зависимость от богатых землевладельцев. Другие же стали покидать свои деревни и уходить на новое место жительства. Они селились под стенами княжеских крепостей и замков. Так, общественный строй Руси пополнился еще одной группой населения – посадскими, или городскими людьми.

Образ жизни в этих поселениях существенно отличался от традиционного уклада, господствовавшего в сельских общинах. На смену миру, состоящему из бесконечных степных пространств, болот и непроходимых лесов, пришло более надежное укрепленное место, которое вначале представляло собой некое господство порядка и права.

Примерно в середине X века, когда началось усиление Древнерусского государства, городские поселения обрели способность выполнять не только административные и военные задачи. С принятием христианства стали появляться и культурные центры.

Тогдашний политический и общественный строй Руси в первую очередь повлиял на возникновение и развитие таких городов, как Киев и Новгород. Археологические исследования и раскопки подтверждают, что эти поселения имели уже сформировавшуюся структуру, где присутствовали концентрация власти, церковное управление, а также все необходимые усадебные застройки.

Управление государством

Общественно-политический строй Киевской Руси можно назвать раннефеодальной монархией, так как во главе страны находился один правитель – великий князь. В его руках была сосредоточена законодательная власть, он устанавливал налоги и решал все главнейшие финансовые вопросы. Именно великий князь являлся главой системы управления государством и верховным судьей, а также отдавал приказы своим вооруженным силам.

Кроме того, в руководстве были задействованы и другие механизмы:

● Совет при князе. Он считался неформальным органом власти и состоял из военных чинов – старших дружинников, представителей высшего духовенства, городских старейшин и др.

● Вече. Это высший официальный орган власти в стране, состоящий из свободных граждан. Вече могло созываться как на общегосударственном, так и на более низком уровне. В его компетенцию входили вопросы внутренней и внешней политики. Сила влияния вече всегда зависела от могущества или слабости власти князя.

● Феодальные съезды. Они решали различные вопросы, касающиеся взаимоотношений между князьями. Впервые такой съезд состоялся где-то в конце XI века. Собрания могли носить общегосударственный характер или созываться на отдельных землях.

Лишним подтверждением того, что политический и общественный строй государства Киевской Руси был именно раннефеодальной монархией, является весьма ограниченная власть князя. Он сам и его решения в какой-то степени зависели от ближайшего окружения, а также от вече и других собраний. Такое положение обусловлено тем, что центральное и территориальное управления были связаны между собой очень слабо. Этот механизм руководства государством являлся лишь начальной стадией развития монархии.

Комментарии