"Три пальмы": анализ, главные герои и краткое содержание. "Три пальмы", Лермонтов
Личность Михаила Лермонтова загадочна, а творчество его настолько глубоко и содержательно, что кажется, словно эти произведения созданы очень зрелым, умудренным годами человеком.
«Три пальмы»
Лермонтов напряженно размышлял над главными вопросами человеческой жизни, о силе страстей и мощи духа. Своим ярким динамичным повествованием, будь то лирика или проза, поэт вовлекал читателя в орбиту своих дум. Оттого мы и не остаемся равнодушными к его героям и событиям, описанным в произведениях мастера. Это в полной мере относится и к стихотворению, которое иногда именуют балладой «Три пальмы».
Каков же подтекст?
Чем и кем являются в одноименной балладе, которую создал М. Ю. Лермонтов, три пальмы? Конечно же, это не просто три стройных дерева, растущих среди пустыни. Они являются и олицетворением людских страданий и исканий, и аллегорией непокорного духа, и символом трагических противоречий этого мира. Произведение многослойно. Снимая слой за слоем, мы подойдем к сокровенной идее автора.
Краткое содержание
Три пальмы Лермонтов поместил в своем «восточном сказании» в оазис, где из земли пробивается родник. Первая строфа баллады посвящена этой пейзажной зарисовке. В этом крошечном живом мирке посреди бесплодной и знойной пустыни существует своеобразная идиллия, построенная на гармонии: родник питает и освежает корни трех вознесшихся к небу деревьев, а густая листва, в свою очередь, укрывает слабенький источник от палящих солнечных лучей и раскаленного ветра. Идут годы, и ничего не меняется. Внезапно пальмы начинают роптать, высказывать недовольство тем, что будто бы их жизнь никчемна и скучна. Тотчас вдали появляется многоголосый караван, люди с криками и смехом приближаются к оазису, достигнув его, они беззастенчиво пользуются всеми благами, которые припасла для них природа: вдоволь насыщаются водой, рубят пальмы, чтобы развести костер, а на рассвете покидают место, продолжая свой путь. Потом ветер развеет пепел сожженных пальм, а незащищенный родник высохнет под нестерпимо горячими солнечными лучами. Таково краткое содержание.
Три пальмы как символ бунта против Божественной воли
Не случайно с первых строк Лермонтов присваивает им эпитет «гордые». С библейской точки зрения гордость, гордыня – это тяжкий порок и грех. Действительно, пальмы не удовольствовались той благой участью, которую определил им Бог, они возмутились: нет никого, кто мог бы оценить их красоту и величие, стало быть, жизнь проходит зря! Бог направил события по иному пути, который обернулся для пальм гибелью. Трагизм ситуации не скрывает даже и тот пересказ баллады, который умещается в краткое содержание. Три пальмы Лермонтов уподобил трехчастному человеческому существу, состоящему из тела, души и духа, в котором взбунтовались все три части, потому и не осталось от оазиса (прообраза гармоничного человека) даже следа, и лишь нелюдимый коршун иногда убивает и терзает свою добычу в том месте, что было предназначено для торжества жизни.
Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»
Главные герои произведения оказались в фатальной оппозиции: деревья гостеприимно приняли своих гостей, намереваясь не только покрасоваться, но и одарить тем, что имеют. Оазис даровал людям отдых, свежесть, влагу, кров среди дикой пустыни. Но наступил вечер, люди замерзли и изрубили пальмы на дрова, чтобы согреться. Они поступили естественно, но неблагодарно и бездумно, погубили то, что следовало сберечь. Этот вопрос актуален не только потому, что сегодня люди нередко поступают так же. Экологическая проблема тесно связана с проблемой нравственной. Варварские действия караванщиков являются косвенным следствием ропота пальм перед Богом: поэт показывает, что происходит, когда вздорное своеволие нарушает первозданный порядок вещей.
Художественные приемы
Сюжет баллады очень динамичен, он интригует читателя, как занимательный рассказ. «Три пальмы» вообще очень изящное с точки зрения формы стихотворное произведение. Обратим внимание на то, какие эпитеты выбирает автор, чтобы подчеркнуть конфликт баллады. Высокие пальмы предстают перед нами в роскоши густых сочных листьев, ручей – звучен, прохладен и щедр, а веселый караван весь пестрит разноцветьем одежд, вьюков, шатров, блеском глаз. Автор умело создает напряжение тревоги по мере приближения путников к оазису, где их благосклонно встретят три пальмы. Анализ речевого строя стиха подчеркивает это ощущение, в описании каравана доминируют глаголы и существительные. Песок «крутился столбом», полы шатров «висели, мотаясь», араб «горячил» коня, который «подымался на дыбы и прыгал как барс», складки одежд «вились в беспорядке», и юноша «с криком и свистом» бросал и ловил на лету копье. Мир и покой райского уголка безнадежно разрушен.
Рассказ об убийстве
Используя олицетворение, Лермонтов превращает зарисовку стоянки путников в такой драматичный рассказ о чувствах и гибели, что сжимается сердце. Пальмы с самого начала предстают перед нами, как живые существа. Они, словно люди, ропщут, замолкают, потом благосклонно приветствуют пришельцев, кивая «махровыми головами», а когда по их корням застучали топоры, они падают без жизни. Стволы автор уподобляет изрубленным телам, подвергшимся пытке медленного сожжения, а листву – одежде, которую сорвали и растащили малые дети. После этого перед нами возникает безжизненная и статичная картина смерти и запустения.
Звукопись стиха
Аллитерации и интонационные акценты поражают точностью. Паузы, вопросы, восклицания, смущение и раздумье, переданные многоточием, позволяют увидеть и услышать происходящее, эмоционально его пережить. Обилие сонорных согласных согласуется с повествованием о безмятежной жизни пальм, а появление шипящих звуков предвещает вторжение дисгармонии, которая вот-вот наступит. Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, что по размеренности соответствует заявленному автором жанру – «восточное сказание» или, иначе, притча.
В заключение
Таковы некоторые штрихи анализа данного произведения, основные выводы и краткое содержание. «Три пальмы» Лермонтов, без сомнения, посвятил и своей любимой теме одиночества и неудовлетворенности души, жаждущей чего-то более значительного, что окружает ее в обыденной жизни. Вот потому-то и рождается в нашем сердце яркое ощущение того, что автор не согласен с Божьим приговором, хотя и понимает его закономерность и справедливость.