Археологическая культура России

Археологическая культура представляет собой наборы артефактов, которые относятся к одной конкретной местности и эпохе. Свое название она получает, исходя из отличительных черт орнамента, использовавшихся на той или иной территории. Термин «культура» в археологии несколько отличается от общепринятого определения. Его можно использовать только в том случае, если находки ученых дают представление о том, какой образ жизни вели люди несколько тысячелетий назад.

Археологические культуры России включают в себя несколько этапов развития. Каждый из них переходит из одного в другой. С учетом того, что территория страны довольно-таки большая, в одно и то же время на ней могли проживать племена, относящиеся к разным культурам, ведущие далеко не одинаковые образы жизни.

Культура среднекаменного века

Такое понятие, как археологическая культура мезолита, по факту, отсутствует. В это время племена еще не разделялись между собой. Люди пытались выживать, и не было никакой разницы, как именно они это делали. Кто-то постепенно приступал к практике земледелий, кто-то продолжал охотиться, а кто-то приручал животных, задавал темп современному скотоводству. Однако данный промежуток времени откидывать полностью нельзя, поскольку именно он положил начало формированию многих цивилизаций.

На данном этапе появились первые виды археологических культур. Ученые и археологи не считают, что их необходимо разделять столь рано. Но зачатки были положены. Каждое племя отходило от своих бывших сородичей, отделялось по различным признакам, будь это образ жизни, этническая сторона вопроса или, например, способы захоронения умерших предков. Но рассматриваемый этап ни в коем случае нельзя недооценивать, ведь его изучение поможет ответить на вопросы, связанные с возникновением последующих культур.

Трипольская цивилизация

Трипольская археологическая культура датируется энеолитом (5-2 тысячелетия до н. э.). Свое название она получила от местности, где были обнаружены первые памятники. Это произошло в селе Триполье.

Примечательно, что примерно в 18-м веке на территории Румынии проводились раскопки, в ходе которых была обнаружена культура Кукутень. Свое название она также получила благодаря селу, рядом с которым нашли артефакты, относящиеся к ней. Изначально считалось, что две эти культуры различаются между собой. Так было до тех пор, пока ученые не сопоставили найденные вещи и памятники. Оказалось, что кукутенцы и трипольцы – одни и те же люди.

Обнаруженные артефакты позволили ученым прийти к выводу, что рассматриваемая археологическая культура была самой большой на территории России и Европы, численность ее населения в расцвете превышала 15 тысяч человек.

Что касается жизни этой цивилизации, то она проходила так же, как и в других местах во время каменного века. Ближе к концу периода люди начали осваивать глину, теперь она использовалась не только в бытовых целях, но и декоративных. Из нее производили статуэтки и другие гончарные продукты.

Дольмены

Дольменная археологическая культура не особо сказалась на развитии племен, располагавшихся на территории современной России. Она зародилась в Индии примерно в 10-м тысячелетии до н. э., но народы начали свои путешествия в западную сторону намного позже. Случилось это в 3-м тысячелетии до н. э., дольмены тогда разделились на две части. Первая отправилась в сторону Кавказа, вторая – в Африку, преимущественно в Египет. На территории России в то время господствовала другая цивилизация, поэтому племена смогли лишь дополнить культурное наследие. Что касается развития в Египте, то именно здесь им удалось полностью раскрыться.

Свое название данная археологическая культура получила из бретонского языка, и в переводе означает «каменный стол». Несмотря на то что ее влияние на славянской территории не было высоким, самое большое скопление памятников располагается возле черноморского побережья и в Краснодарском крае. Вполне вероятно, что другие памятники попросту не сохранились до современности.

У дольменов было обнаружено обилие каменных и бронзовых изделий, эти материалы использовались не только для производства орудий труда и охоты, но и украшений. Многие из них были найдены непосредственно в могилах. Их, кстати, тоже называли дольменами, как и сами племена. Эти места погребений были похожи на египетские пирамиды. Большинство исследователей допускает тот вариант, что некоторые дольмены возводились в религиозных или культурных целях, а не похоронных. Это обусловлено тем, что сами строения зачастую имели больший возраст, чем найденные в них останки. Таким образом, вполне вероятно, что именно дольменная цивилизация заложила основу для пирамид, которые сохранились и восхищают многих по нынешний день.

Катакомбная культура

Катакомбная археологическая культура пришла на славянскую территорию с востока, она была впервые обнаружена в 19-м веке. Ее появление и расцвет датируются ранним бронзовым периодом. Некоторые источники утверждают, что появление катакомбных племен ориентировано вообще на медный век. Одним словом, указать точную дату возникновения культуры пока не удалось.

Племена не продвинулись дальше европейской границы, поэтому их влияние на развитие соседних цивилизаций является лишь поверхностным. Свое название данная археологическая культура получила благодаря способу захоронений, которые имели огромное количество отличий. К примеру, если сравнивать катакомбные и ямные племена, то у последних для похорон достаточно было вырыть небольшую яму. Глубина захоронения первых же располагалась на уровне 3-5 метров. Более того, эти курганы нередко имели несколько ответвлений, они уходили вглубь или просто в бока. Считается, что в таких катакомбах хоронились либо люди из одной семьи, либо одинаковые по рангу или статусу.

Бытовые приборы катакомбных племен тоже довольно-таки сильно отличались. Во-первых, они почти не имели плоского дна. Однако это можно объяснить тем, что племена еще не поняли всего удобства такого производства или же у них не было таковой возможности. Во-вторых, вся посуда имела приземистые формы. Даже если взять в руки кувшин, то его высота – очень маленькая. Присутствовал и примитивный орнамент. Как и у всех племен того времени, он выполнялся при помощи оттисков шнура. Украшалась только верхняя часть изделия.

Орудия выполнялись в основном из кремня. Этот материал использовали в производстве наконечников стрел, ножей, кинжалов и так далее. Некоторые искусные мастера в племенах применяли дерево для изготовления посуды. Бронзу же использовали только для производства украшений.

Культура России в бронзовом веке

К сожалению, археологическая культура бронзового века в России не смогла достичь наивысшего расцвета, однако в общем развитии нельзя не учитывать этот масштабный период. Он датируется 4-3-м тысячелетиями до н. э. Россияне того времени занимались земледелием. В большей степени преобладала обработка лесов, однако постепенно люди начинали осваивать возделывание менее плодородных земель.

Наблюдается небольшой скачок и в строительстве домов. Если раньше поселения возводили жилищные постройки только в долинах, то теперь они перебираются на холмы. Также начинается примитивное укрепление домов.

Ранняя археологическая культура бронзового века отличается майкопскими поселениями. Поздняя подразделяется на несколько разных комплексов. Наиболее обширными по занимаемым территориям являются срубная и андроновская культуры.

Майкопская культура

Майкопская археологическая культура датируется ранним бронзовым веком, она существовала в 3-м тысячелетии до н. э. на территории Северного Кавказа. Из найденных памятников и артефактов можно сделать вывод, что население занималось разведением скота и земледелием. Культура зародилась на северо-западе и в центре Кавказа. Отличительной чертой племен является архаичность в производстве орудий труда и бытовых предметов. Однако, несмотря на устаревший вид этих изделий, цивилизация постепенно развивалась. Кроме того, она ничуть не уступала остальным территориям с более современными для того времени орудиями труда.

Также благодаря находкам археологов можно сделать вывод, что майкопская археологическая культура во время своего расцвета не ограничивала свою территориальную принадлежность только Северным Кавказом. Есть ее следы в Чечне, на Таманском полуострове, вплоть до Дагестана и Грузии. Кстати, на границах с этими местностями две разные культуры (куро-аракская и майкопская) встречаются, наблюдается их переплетение. До приграничных находок ученые полагали, что рассматриваемые этапы происходили в разное время. И пока рационального объяснения относительно смешения культур нет.

Срубная культура

Срубная археологическая культура датируется 2-1-м тысячелетиями до н. э. Территория рассматриваемых племен была довольно-таки широкой, она распространялась от Приднепровья до Приуралья, от Прикамья до берегов Чёрного и Каспийского морей. Свое название она получила благодаря обилию бревенчатых сооружений. Не остались без внимания и погребальные обряды, могильники, над которыми обычно и воздвигались срубы.

Поселения племен располагались непосредственно около рек, обычно на мысовых террасах. Нередко их укрепляли рвами и валами. Сами строения не укреплялись, но при хорошей внешней защите этого и не нужно было делать. Как указывалось, все постройки выполнялись из дерева, иногда строительство дополнялось глиняными смесями.

Срубная археологическая культура выделилась, как и многие другие, по способам захоронений. В отличие от предшественников, племена провожали покойников индивидуально, массовые могилы встречаются крайне редко. Захоронения производились группами, в одном месте по 10-15 насыпей. Имеется характерная черта расположения покойников – на боку, головой в северную сторону. Некоторые захоронения включают в себя кремированных умерших, а также расчлененных. Это могли быть либо вожди племен, либо преступники.

Во время срубной культуры использовалась толстая плоскодонная посуда. В первое время ее пытались украшать орнаментом. Позже делали обычные горшки или сосуды. Если и имелся орнамент, то он был зубчатым или гладким. Общая черта у любого украшения посуды – преобладание геометрических форм. Редко встречались непонятные знаки, которые большинство исследователей относят к примитивной письменности.

Вначале все орудия выполнялись из кремня и бронзы, но на позднем этапе отмечается добавление железа. Хозяйственная деятельность была скотоводческой, но больше распространено земледелие.

Андроновская культура

Андроновская археологическая культура получила свое название благодаря месту, где были обнаружены первые находки, относящиеся к ней. Датируется этот период 2-1-м тысячелетиями до н. э. Племена проживали вокруг современного села Андроново (Красноярский край).

Отличительной особенностью культуры принято считать скотоводство. Люди разводили белоногих овец, выносливых коней и быков-тяжеловесов. Благодаря этим животным им удавалось быстро развиваться. Некоторые ученые предполагают, что андроновцы прошли до территории Индии и заложили на ней зачатки собственной цивилизации.

Изначально андроновцы проживали в Зауралье, затем они перебрались в Сибирь, откуда некоторые из них продолжили свое путешествие в сторону Казахстана. До сих пор, несмотря на обилие различных находок и артефактов, ученые не могут определить, почему племена решились на столь масштабную миграцию.

Если сравнивать все археологические культуры России, проживающие в бронзовом веке, то именно андроновцы стали наиболее боевыми. Они создали колесницы и могли наносить удары по отрядам или даже полноценным поселениям быстрее, чем кто-либо другой. Вероятно, именно этим и объясняется миграция, ведь в погоне за лучшей жизнью они пытались обнаружить более комфортные земли. А если придется - и завоевать их.

Ямная культура

По окончании бронзовой эпохи в силу вступает ямная археологическая культура. На территорию России рассматриваемые племена приходят с востока, и их отличительная особенность – раннее скотоводство. Многие народы начинали развиваться с земледелия, эти же сразу перешли к разведению животных. Свое название культура получила из-за погребальных ям. Они были простыми и примитивными, однако именно это их и отличало.

На данный момент ямная археологическая культура является наиболее изученной. Курганы располагались на вершинах плато, их старались максимально удалить от рек. Вполне вероятно, что когда-то поселение затопило во время половодья, поэтому люди стали более аккуратными. Редко обнаруживались захоронения непосредственно возле рек. Все могилы располагались вдоль течения, небольшими группами (примерно по 5 умерших). Расстояние от одного захоронения до другого могло быть совершенно различным, от 50 до 500 метров.

Бытовые приборы ямные племена производили из глины. Как и в прошлой эпохе, это были плоскодонные сосуды разных размеров. Встречались громадные амфоры, в которых, предположительно, хранились крупы и жидкости, а также небольшие горшочки. Орнамент на посуду наносился при помощи прочных шнуров, их оттиски и составляли весь декор.

Из кремня производили наконечники стрел, топоры и другие орудия. Надо отметить, что ямы не рылись человеком вручную, создавались примитивные установки для сверления, которые утяжелялись при помощи камней, если земля была твердой.

Племена использовали в производстве и дерево, из него они делали довольно-таки сложные для того времени конструкции. Это были носилки, сани, лодки и небольшие повозки.

В ходе исследования все ученые отмечали самобытность ямной культуры, племена ответственно относились к телам умерших, поэтому им приписываются не только материальные, но и духовные ценности. Более того, эти народности распространили свое влияние и на соседние поселения.

Вполне вероятно, что колесницы первоначально производились вовсе не для завоевательных целей. Поскольку андроновцы, как и множество других культур, были скотоводами, такие примитивные машины должны были помогать им в выпасе животных. Позже племена обнаружили продуктивность колесниц в военной сфере, чем незамедлительно воспользовались.

Именьковская культура

Именьковская археологическая культура датируется ранним средневековьем (4-7-й века). Она располагалась на территории современного Татарстана, Самарской и Ульяновской областей. Также наблюдаются генетические связи с другими культурами, которые находились по соседству.

После того как на территорию культуры пришли булгары, большинство именьковцев ушли на запад. По прошествии некоторого времени они перешли на новый этап развития – положили начало волынцевскому народу. Оставшаяся часть смешалась с населением и со временем потеряла все свои культурные накопления и знания.

Именьковская археологическая культура занимает особое место в развитии славянского народа. Именно рассматриваемые племена первыми начали практиковать пашенное земледелие. Во время этого процесса они использовали примитивные плуги, на которых закреплялись металлические наконечники. Кроме того, в процессе сбора урожая именьковцы также использовали относительно современные для того времени орудия – железные серпы и косы. Хранение зерна ориентировано на вырытые ямы-кладовки, сродни современным погребам. Измельчение урожая проходило на жерновах в ручном варианте.

Именьковцы быстро развивались не только в рамках своих племен. Они обладали мастерскими, где плавили добываемые металлы, некоторые помещения предназначались специально для ремесленников. Они могли производить посуду, наконечники для плугов или, например, серпы. Положительное влияние племена оказали на соседние поселения, предлагая им свои знания, технологии ремесла, земледелия и скотоводства. Поэтому нельзя недооценивать культурное наследие именьковцев не только россиянам, но и соседним странам.

Как видно, многие археологические культуры славян приходили на территорию современной России с востока или запада. В первом случае люди учились новым формам и особенностям земледелия, осваивали навыки скотоводства. Западные племена же помогали в развитии охотничьего оружия и боевых машин. Одно можно сказать точно - каждая новая культура внесла громадный вклад в общее умственное продвижение целых народностей, независимо от того, какие именно новшества она даровала.

Комментарии