Тема родины в творчестве Лермонтова М.Ю. Стихи Лермонтова о родине
Михаил Юрьевич Лермонтов, безусловно, является одним из величайших русских поэтов, имя которого принесло литературе нашей страны мировую известность. По своему значению его ставят в один ряд с такими великими гениями, как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
Основные творческие периоды поэта: романтический (1828-1832), переходный (1833-1836) и зрелый (1837-1841). Тема Родины в творчестве Лермонтова проходит через все его творчество.
С середины 1830-х годов поэт начинает по-своему овладевать особой романтической концепцией исторического и общественного процесса, формировавшейся в то время в европейской философской эстетике и историографии (А.В. Шлегель, Г.Ф. Гегель, Г.Г. Гервинус, И.Г. Гердер и др.), а также в литературе России и Европы (Ф. Шиллер, И.В. Гете, А. Бестужев, В. Скотт, Н. Полевой, К. Рылеев, ранний Гоголь и другие).
Связь времен и поколений
Как сказал И.В. Гете, художник должен чувствовать этот процесс как слияние воедино прошлого и настоящего. По мнению Г.Г. Гервинуса, творческому человеку в качестве его участника нужно стать бойцом "в войске судьбы". Судьба же понимается как реализация вечных связей между будущим и прошлым в событиях настоящего.
Осознавая себя в подобной роли, Лермонтов вступает в защиту человеческой личности. Ощущая связь поколений и времен, Михаил Юрьевич вместе с тем переживает их драматический разрыв. Холодная действительность противостоит в сознании поэта героическому прошлому русского народа. Она препятствует подвигу, общественно важному деянию, истинной любви, которые объединяют людей в высокоразвитое общество, ставят их на новую ступень нравственной и духовной самореализации и развития.
Личность-история-вечность
Противопоставляя прошлому настоящее, Лермонтов, тема природы и Родины у которого раскрывается во многих произведениях, по мысли В.Ф. Егорова, хочет исключить из формулы "личность-история-вечность" средний компонент. Протестуя против истории, Михаил Юрьевич видит свою задачу в обвинении современного ему поколения в бездействии и апатии (стихотворение "Дума") и напоминании о славном героическом прошлом народа ("Бородино").
Д.С. Мережковский развенчивает миф Соловьева о якобы "демонизме" Лермонтова. Он пишет о том, что порой, читая современную ему литературу, невольно возникает мысль, что она истощила русскую действительность. Связь между последними пятьюдесятью годами в области литературы и действительностью, пишет автор, разрушена. Это отражается и в творчестве Лермонтова.
"Песня про царя Ивана Васильевича"
"Песня про царя Ивана Васильевича..." включается в единый эпический текст, создаваемый автором как некий сон, греза о легендарном славном прошлом, когда русские были "людьми наяву", способными на жертву, героическое деяние и подвиг во имя высокой цели, "вечного закона" бытия, побуждающего человека к столь героическим поступкам. Они продолжаются совсем недолго, но в памяти народа остаются на века, объединяя "мгновение" с "вечностью". Тема Родины в творчестве Лермонтова часто раскрывается в подобных поступках, которые, по мысли Михаила Юрьевича, составляют в дальнейшем мифологические предания, являющиеся для художника и писателя, как сказал А.С. Пушкин, "счастливее", чем исторические воспоминания.
Лирика нового типа
Лермонтов создавал своей поэзией лирику нового типа, объединявшую в непосредственном взаимодействии традицию, исторический и личный опыт и новейшую философскую мысль. В ней также синтезировались жажда земного счастья и интеллектуальная рефлексия, обобщение и личные страсти и эмоции, сакральное, метафизическое слово и обыденная речь.
Лермонтов опирался на все существенные философские концепции по поводу личности и человеческого бытия (И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шеллинга, И.Г. Фихте и др.), однако не отдал предпочтения ни одной из них. Его поэтическая мысль превращалась в инструмент самопознания и познания окружающего мира, преодоления ограниченности рационализма и субъективизма философской мысли, свойственной современному романтизму, устранения дисгармонии современной действительности, устремляясь к поискам подлинных духовных ценностей.
М.Ю. Лермонтов, обнажая трагическое положение современной России и мыслящей личности в нашем государстве, непрестанно искал различные возможности возвращения человека к национальному целому, народу, коллективу, Богу. В результате этого поэт, усвоив и обобщив достижения русской и мировой поэтической мысли, открыл перспективы развития нового направления - символистской поэзии рубежа 19 и 20 веков, а также в целом поэзии будущего.
Тема Родины в поэзии Лермонтова раскрывалась в непростое переходное время. С силой и выразительностью Лермонтов воплотил мир переживаний и идей развитой духовно личности современной ему переходной эпохи. Сформировавшись как поэт в пограничный период разложения феодально-крепостнического строя и отсутствия определенности в будущем, он мощно выразил это промежуточное состояние духа, разрывающего оковы сковывающих его старых понятий, но не находящего еще новых основ.
М.Ю. Лермонтов. Родина: тема и идея
Тема Родины в творчестве Лермонтова, взаимоотношения личности и государства заставляла Михаила Юрьевича обращаться к постановке острых этических и социально-философских проблем. В то же время она была неполной, так как личность в понятии поэта была не совокупностью отношений в обществе, а индивидуумом, рассматривающимся с точки зрения общечеловеческой природы.
"Дума"
Личность показана Лермонтовым в противостоянии целому миру, эффективном, но зачастую опасном для нее отрицании всего, что сковывало свободу возвышенных устремлений. При этом поэт обращался к современникам. В стихотворении "Дума", написанном в 1838 году, печальная мысль о поколении, обреченном пройти по жизненному пути, не оставив ни малейшего следа в истории, заменяет его юношескую мечту о романтическом подвиге.
Лермонтов считал себя обязанным сообщить современникам правду о плачевном положении, в котором находились их совесть и дух. По мысли Михаила Юрьевича, это было смирившееся, безвольное, малодушное поколение, живущее без малейшей надежды на будущее. Таков был подвиг поэта, возможно, более трудный, чем готовность во имя своей страны и ее свободы умереть на эшафоте. Поскольку не только враги Лермонтова, но даже те, ради кого он сообщал эту скорбную правду, обвиняли Михаила Юрьевича в клевете на современное ему общество. И лишь В.Г. Белинский со своей феноменальной прозорливостью смог увидеть в "охлажденном и беззлобном" отношении к жизни веру Лермонтова в честь и достоинство жизни человека.
Подвиг во имя Родины
Михаил Юрьевич не хотел и не умел скрывать свои мысли. Все стихотворения, драмы, поэмы и трагедии, созданные его пером за тринадцать напряженных лет творчества, - это поистине подвиг во имя Родины и свободы. Тема Родины в творчестве Лермонтова отражена не только в прославлении победы русских в стихотворении "Бородино", в известных строках "Люблю отчизну я...", но и во многих сочинениях, где прямо не говорится ни о свободе, ни о Родине, но о назначении поэта, судьбе поколения, бессмысленном кровопролитии, одиноком узнике, пустоте жизни, изгнании. Напоминая современному ему поколению о героическом прошлом народа ("Песнь про царя Ивана Васильевича", "Бородино"), он выражал веру в творящий, героический потенциал человека, который может преодолеть трагизм будущего, истории и нынешнего положения. Любовь к Родине Лермонтова была активной, деятельной.
Герой Лермонтова в стихотворении "Из Андрея Шенье" размышляет о необходимости общественного действия, в произведениях "10 июля 1830" и "30 июля (Париж) 1830 г." стремится участвовать в революционных сражениях и приветствует его участников, в стихотворении "Предсказание" его привлекают картины восстания.
Родина в ранней лирике
В героях ранней поэзии - Байроне и Наполеоне - Михаил Юрьевич также воспевает общественное деяние. Однако представления его о революционных потрясениях, как и о герое волевого действия Наполеоне, являются противоречащими. Лермонтов пишет, что настанет роковой год, когда монархия будет свержена, люди перестанут любить короля, и "пищей многих будет смерть и кровь". Описанная картина - итог восстания в государстве - является мрачной и совсем не похожа на то счастливое время, которое искал герой. Это апофеоз хаоса, разрушения, нечеловеческого страдания.
"Предсказание"
В стихотворении "Предсказание", написанном еще шестнадцатилетним поэтом в 1830 году, Лермонтов пророчествует о неизбежной катастрофе и печальных последствиях подобных событий. Страшную фигуру палача он изображает в черном плаще. Это метафора образа непроницаемой тьмы, видимой уже сейчас из-за туч и дыма целого столетия.
Уже в своих ранних стихотворениях Лермонтов выражает неверие в людей и жизнь, отчаяние. Позже, преодолевая притяжение музы Байрона, он пытается нащупать опору для своих идеалов в самой действительности. Тема Родины в творчестве Лермонтова начинает звучать по-другому. Он описывает любовь к родной земле (вспомните, например, анализ стиха "Родина" Лермонтова), ощущение слияния с природой, превращающееся в переживание гармонии со всей вселенной ("Когда волнуется желтеющая нива").
"Бородино"
Смена жанра
Стихи Лермонтова на тему "Родина" коренным образом меняют и свой жанр. Дидактика спора раннего "Поля Бородина" была вытеснена естественной, иронической дидактикой намеренно простого и ясного повествования. Произведение "Бородино" является новеллой. Вернее, это дидактическая новелла, в которой сцены сражения обращены в своей полемике к инертному, вялому, апатичному, по мысли поэта, настоящему. Белинский трактовал "Бородино" как двуплановое произведение, в котором на первом плане - повествование старого воина, реалистическое изображение сцен битвы, ее панорама, а на втором - горечь упрека, противопоставление прошлого и настоящего, осуждение которого еще сильнее сказалось в стихотворении "Дума".
Тема Родины в творчестве Лермонтова неразрывно связана с понятием народности и народа. Белинский отмечал, что Лермонтов проникся духом народности, слился с ним. Отметим еще раз, что поэт творил в период безвременья. В эти годы особо остро ставится вопрос о дальнейшем развитии государства и его будущем. У Михаила Юрьевича патриотическое чувство зародилось очень рано и впоследствии стало важнейшим. Будучи еще пятнадцатилетним юношей, М.Ю. Лермонтов, тема Родины у которого проходит через все творчество, писал: "Я родину люблю и больше многих" (стихотворение "Я видел тень блаженства...").
Новый лирический герой
После 1837 года заметно меняется лирический герой: он стал ощущать равенство с другими людьми, уходит от демонизма. Определяя себя в качестве жертвы времени, он признает себя его представителем. Появляется интерес к жизни и другим людям, даже духовное, внутреннее единение с ними, иногда превращающееся в перевоплощение в солдата или узника ("Соседка", "Сосед", "Узник", "Пленный рыцарь"). В таком сближении герою открываются новые возможности. Он все сильнее чувствует бесперспективность индивидуализма, неразрешимость своих внутренних противоречий, стремится нащупать опору для своих идеалов. По-новому начинает звучать и тема Родины в произведениях Лермонтова.
Символический образ Родины
Поэт, являясь романтиком, создал и символический обобщенный образ своей страны. Стихи Лермонтова на тему "Родина" изображают ее в виде некого идеала. Михаил Лермонтов, Родина для которого значила очень много, презирает людей, не имеющих ее, свободных от страданий и страстей. Он сравнивает их с тучами (стихотворение "Тучи", 1840), вечно холодными и свободными, мчащимися на юг от наскучивших бесплодных нив.