Упражнения для мимики лица. Упражнение для начинающего актера

Каждый начинающий актер мечтает сразу выйти на сцену в серьезной роли и творить под звуки аплодисментов. Но мечтать, к сожалению, не достаточно, сценический триумф начинается задолго до получения роли и далеко не с читки пьесы, а с кропотливой и тяжелой работы. Ведь талант – это на 99% упорный труд и только на 1% божественная искра.

Конечно, сколько ни работай, без одного процента ста все равно не получишь, но и на одном далеко не уедешь. Чтобы блистать на сцене и в кино, нужно с самого начала четко понимать, что такое актерское мастерство.

С чего все начинается

Чтобы не услышать при первом же выступлении знаменитое «Не верю!» Станиславского, юноше или девушке, ступающим на тернистый путь жизни в творчестве, придется много работать над собой. В игре актеров важны не только истинные переживания, но и то, каким образом актер их выражает. Ведь можно хоть десять раз все чувствовать, быть на изломе, но зритель не увидит ничего, кроме вялых движений и непонятной, слабой мимики. Чтобы донести мысль или эмоцию до зрителя, нужно обладать выразительным актерским аппаратом, то есть телом и лицом.

Первое упражнение для начинающего актера, шахматиста или музыканта, естественно, будет самым легким. Но только добившись идеального исполнения, можно приступать к следующему заданию.

Во многих учебных заведениях, обучающих юные таланты по системе Станиславского, занятия по актерскому мастерству начинаются с выноса стула на сцену. Это задание часто вызывает недоумение у студентов, ведь они хотят стать актерами, а не рабочими сцены! Но только добившись легкости и точности в таком простом (на первый взгляд) упражнении, можно идти дальше. Всегда нужно с чего-то начинать, и вынос стула – это первый шаг на сцену.

Из чего состоит рабочий аппарат актера

Упражнение для начинающего актера должно развивать все части тела и души в комплексе. Этот комплекс состоит из:

  • артикуляции;
  • мимики;
  • дыхания;
  • голоса;
  • движений;
  • воображения;
  • умения чувствовать и сочувствовать.

Все эти необходимые навыки развиваются с помощью актерского тренинга.

Артикуляция

Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечетко. Поэтому речевой аппарат не только разогревается перед спектаклем, но и постоянно развивается и улучшается.

Разминка начинается всегда с челюсти, ведь от того, насколько хорошо открывается рот актера, зависит, каким будет посыл произносимого.

Упражнения для челюсти

  • Вверх-вниз.
  • В стороны.
  • Вперед-назад
  • По кругу.

Начинать стоит медленно, чтобы на первом же занятии ничего не вывихнуть и не перетрудить. С нарастанием количества тренировок увеличится и скорость работы.

Упражнения для губ

  • Трубочка вверх-вниз.
  • Трубочка в стороны.
  • Трубочка по кругу.
  • Трубочка-улыбка.
  • Натягивание верхней губы на верхние зубы.
  • Натягивание нижней губы на нижние зубы.
  • Расслабление губ с помощью произнесения «Тпррру».

Губы напрямую участвуют в формировании произносимых слов, поэтому от их подвижности и напряженности зависит, насколько четко будут произносится слова и фразы и насколько понятны они будут зрителю.

Упражнения для языка

  • Иголочка-лопаточка-трубочка языком попеременно.
  • Болтание языка из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Удары напряженным языком в щеку: по 1 разу, по 2, по 3.
  • Очищение внешней поверхности зубов языком.
  • Цоканье.
  • Жевание языка.

Артикуляционное упражнение для начинающего актера для языка так же важно, как и для губ. Вместе язык и губы создают звуки и слова, которые должны быть качественными, четкими и громкими.

Упражнения для гортани и верхнего неба

  • Массаж верхнего неба языком.
  • Глотание воображаемого яйца.
  • Зевок с закрытым ртом.

Гортань и верхнее небо очень важны при подаче текста, так как они создают звучание, и от них напрямую зависит посыл. Если в маленьком зале актер может разговаривать, особо не напрягаясь, то, выступая на большой сцене, каждое его слово, даже сказанное шепотом, должно быть слышно на последнем ряду.

Мимика

Упражнения для мимики лица в актерском тренинге не вынесены в отдельную категорию. Но подвижная мимика не менее важна, чем подвижный артикуляционный аппарат. Ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту, а для выражения внутреннего состояния одних глаз не достаточно. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств с помощью мимики сопереживания не вызовет - она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя.

Чтобы развить мимику и придать подвижность чертам лица, достаточно просто покривляться перед зеркалом, изображать то радость, то грусть, то испуг, то злобу. Какие при этом работают мышцы, начинающий актер может увидеть в жизни – для этого им ведутся наблюдения, и все увиденное тщательно записывается в личный дневник.

Дыхание

От правильного дыхания на сцене, как и в спорте, зависит половина успеха. В первую очередь с помощью дыхания создается посыл, который доносит звуки до самых последних рядов. Также упражнения для актерского тренинга включают в себя задания для увеличения объема легких. Не очень красиво и органично выглядит на сцене актер, который во время длинного монолога начинает задыхаться – это сразу "выбивает" зрителя, а вернуть его в спектакль очень сложно. Также актеру нужно уметь произносить слова четко и с посылом в тот момент, когда он делает различные акробатические трюки или физические упражнения. Удержать при этом дыхание на одном уровне довольно сложно, и этому тоже надо учиться путем выполнения определенных упражнений.

  • «Воздушный шарик» - с помощью дыхания поддерживаем в воздухе воображаемый (или реальный) воздушный шар.
  • «Дровосек» - резко выдыхаем одновременно с движением руками, как будто рубим дрова.
  • «Лыжная гонка» - при каждом выдохе совершаем движения руками и ногами, как будто едем на лыжах, с длинным выдохом съезжаем с горы.
  • «Свеча» - представляем, что на кончике указательного пальца горит огонек, своим дыханием гасим его, относя палец все дальше и дальше.
  • «Присядка» - медленно (на 10 счетов) с выдохом садимся, внизу делаем вдох, так же медленно с выдохом встаем.

Голос

Нет смысла говорить о важности голоса для актера. Современный актер должен уметь и петь, и озвучивать фильмы и мультфильмы. Упражнение для начинающего актера по правильному овладению голосом входит и в сценическую речь, и в занятия по вокалу.

Движения

Хороший актер сейчас немыслим без полного владения своим телом. И в кино, и в театре ему может выпасть роль с непростыми трюками и немалой физической нагрузкой. Кроме занятий по актерскому мастерству, возможности тела развиваются еще на занятиях по сценическому движению. Они включают в себя общую разминку и растяжку мышц, снятие зажимов и скованности, акробатику, эквилибристику, отработку сценического боя, пощечин, ударов, поцелуев и так далее, часть циркового искусства. Все эти упражнения начинаются с простых разминок и заканчиваются сложными пластическими постановками, когда актеры выражают свои мысли без слов, только с помощью пластики.

Упражнение для начинающего актера, связанное с движением, в будущем поможет ему вызывать сопереживание зрителей, выражать мысли и эмоции всеми доступными способами: не только мимикой и голосом, но и пластикой.

Воображение

Сложно представить актера, у которого не развиты воображение и фантазия. Ведь ему постоянно нужно верить в то, чего на самом деле нет. Только истинная вера самого актера, его полное погружение в роль и в ситуацию заставит зрителя поверить, что это Гамлет, а не странный мальчик в смешных штанах; Король Лир, а не дедушка, похожий на Деда Мороза, и так далее.

Нет людей, совсем не обладающих воображением. Но есть люди, у которых оно слабо развито. Чтобы вообразить правдивость ситуации и себя главным героем в ней, воображение нужно развивать. В первую очередь это делается с помощью наблюдений, написаний сказок, стихов, рассказов, чтения хороших авторов. Затем начинается работа с актерскими этюдами. Этюд – это небольшая зарисовка, в которой актер должен действовать органично, а значит, должен верить.

Можно сказать, что главное упражнение для начинающего актера – этюд. Он может быть разным: на беспредметное действие, в условиях оправданного молчания, со словами и с предметами, одиночный и парный. Главное, чтобы в этюде были сюжет и событие. При этом актер должен сам придумать ситуацию (или работать в заданной) и вести себя в ней натурально и органично, а для этого должен поверить, что он в образе героя действительно попал в такую ситуацию.

Комментарии