"Заревой дождь" (Шукшин): анализ рассказа
Российская проза шестидесятых годов богата произведениями, выражавшими новый взгляд на окружающий мир. На смену казенной пропагандистской литературе пришли книги, в которых переосмысливаются многие исторические события, совсем недавно трактовавшиеся вполне однозначно. Разумеется, о прямом антибольшевизме речь не шла, за него система карала строго. Наибольшее распространение среди литераторов получило завуалированное отвержение коллективизации, нанесшей непоправимый ущерб укладу русской деревни. Одно из таких произведений написал Василий Шукшин («Заревой дождь»). Анализ рассказа позволяет судить о личной позиции автора по отношению к братоубийственным процессам, происходившим в нашей стране в конце 20-х и начале 30-х годов минувшего столетия.
Фабула
Ядром рассказа являются немногословные диалоги двух главных персонажей: коммуниста-коллективизатора Ефима Бедарева и бывшего кулака Кирилла. Происходят они в пространстве, разделенном оконным проемом. Эта стена символизирует психологический барьер между двумя героями. Бывшие враги беседуют относительно мирно, чему способствуют два весомых обстоятельства: один из спорщиков тяжело болеет, а второй просто не имеет агрессивных намерений. Разговор заслуживает того, чтобы отдельно проанализировать его краткое содержание. Шукшин заревой дождь, начавшийся под утро, тоже рассматривает как символ очищения.
Временами присутствуют и другие персонажи, доктор и дочь пациента районной больницы, приехавшая из города. Беседа немногословна и иногда обозначена отдельными словами и фразами, непонятными окружающим. Завершается рассказ смертью Ефима и уходом Кирилла, на голову которого с небес льется теплый заревой дождь. Шукшин умышленно воздерживается от комментариев, предоставляя читателю оценивать события самостоятельно.
Хронологический анализ
Рассказ написан в 1966 году. Если предположить, что события в нем происходят примерно в то же время, а главным героям в период активного раскулачивания крестьян не было и тридцати, то можно предположить, что обоим им от шестидесяти до шестидесяти пяти лет, таков их возрастной анализ. Шукшин «Заревой дождь» писал о поколении сверстников своих родителей, это одна из его любимых тем. Возраст врача определен как молодой «до смешного». Все правильно, после окончания медина парень получил распределение в райцентр, где пока что набирается опыта. Лечить ему приходится всех подряд и от самых разнообразных хворей. Из таких получаются просто замечательные доктора. Еще у Бедарева есть дочь Нина, о ней известно мало, но ясно, что она очень любит отца и страдает от разлуки с ним, это понятно по ее реакции на смерть родителя. Нина – женщина примерно того же возраста, что и сам В. М. Шукшин. «Заревой дождь» косвенно затрагивает вопрос взаимоотношения отцов и детей. Они любят друг друга по-русски, не за что-то, а просто потому, что они – одна кровь. Так было тогда, и есть надежда, что будет всегда.
Разговор без слов
В самом начале рассказа «Заревой дождь» Шукшин интригует читателя внезапным появлением загадочного действующего лица. В раскрытом по случаю весны окне возникает большая голова в мерлушковой шапке. Реакция больного последовала довольно активная, он попытался встать, глаза его округлились от удивления. Гость же постарался успокоить Ефима, махнул рукой, как бы указывая на неуместность проявления норм вежливости в подобных обстоятельствах, и объяснил свой визит желанием «попроведать», а заодно поинтересовался, как обстоят делишки. Разница в поведении двух давно знакомых людей демонстрирует разную степень их уверенности, показывает простейший психологический анализ. Шукшин «Заревой дождь» писал, будучи зрелым человеком, 37 лет – возраст, в котором мужчина умеет оценивать поведение окружающих по невербальным признакам. Глаза Кирилла тем временем не ясно куда глядят, может, на Ефима, а может, сквозь него или вовсе мимо. Это, а еще разговор через подоконник, на который время от времени облокачивается гость, свидетельствуют о недобром отношении гостя к больному старику. В палату он так и не вошел.
Два мировоззрения
Сколь бы ни были красноречивы позы и жестикуляция собеседников, суть их разговора наиболее ярко выражается словами. Она вполне ясна, несмотря на краткость беседы, вот ее краткое содержание. Шукшин «Заревой дождь» создавал как рассказ о столкновении двух мировоззрений, олицетворением которых стали его персонажи. Кирилл - раскулаченный крестьянин, в крахе его судьбы повинен Ефим, сельский активист. Несмотря на слова старого большевика о том, что у него все хорошо, собеседник понимает, что дела обстоят очень скверно. Нельзя утверждать, что это бывшего кулака расстраивает, но и злорадства он не проявляет. Напротив, ему хочется успеть сказать что-то важное напоследок, и он как будто боится опоздать. Даже обидное словцо «приполз» Кирилл игнорирует. Ему сейчас не до обид, он хочет понять своего былого врага. Раскулаченный крестьянин вспоминает события более чем тридцатилетней давности, задает вопросы, но внятного ответа так и не добивается.
Ефим
Непримиримость - вот о чем написал Шукшин «Заревой дождь». Анализ рассказа приводит к выводу о том, что оба главных героя ни о чем не жалеют. Но если Кирилл делает попытку понять мотивацию Ефима, то старый большевик отвечает идеологическими штампами, не желая даже на миг задуматься о правильности своих действий. Совесть его, по собственному признанию, не мучает. Он храбрится перед молодым доктором, хотя, конечно же, боится приближающейся смерти, считая ее концом всего, как истинный атеист. Его страшит и предстоящая боль. Но когда врач пытается удалить собеседника, явно причиняющего беспокойство, больной вдруг возражает. Ефиму тоже нужно выговориться. Добивался он, оказывается, того, чтобы дураков стало меньше (следовательно, самого себя считал умным). А еще он интересуется, за счет кого Кирилл хотел стать богатым.
Кирилл
Раскулаченного Кирилла Шукшин Василий Макарович тоже не идеализирует. Это обычный крестьянин, главной мечтой которого действительно было богатство. Другой вопрос, что грезил он не о собственных банках, дворцах и небоскребах. Ему вполне довольно было бы своего дома, некоторого поголовья скота, нескольких десятин земли и свободы ее обрабатывать. Кирилл не может понять, чего ради Ефим сломал церковь, разрушил жизнь его и других сельских «мироедов», заработавших достаток тяжким трудом. При этом даже убить своего врага он не смог, хотя возможность такая у него была. Жалко стало этого «ненормального», каких раньше звали юродивыми. Он пытается понять активиста Ефима, но тот в ответ лишь обзывает его дураком. Достается заодно и всему персоналу больницы («оглоеды»). Злых чувств Кирилл к своему умирающему врагу уже не испытывает.
Внешность персонажей
Достоверно судить о внешности главных героев не позволяет ни полный текст, ни тем более краткое содержание. Шукшин «Заревой дождь» написал, как сказали бы живописцы, смелыми и крупными мазками. Ефим выглядит почерневшим, уставшим от болезни. Почему-то он представляется худым и невысоким, в отличие от Кирилла, обладателя крупной головы и, по всей видимости, пропорционального ей телосложения. Слабый человек не выжил бы в ссылке, а раскулаченный был в ней, он об этом напоминает собеседнику.
О других персонажах также можно сказать немного, прочитав рассказ «Заревой дождь». Шукшин Нину, дочь Ефима, определяет как женщину лет тридцати, а о молодости врача уже упоминалось.
Симптомы и муки
Если на каких-то деталях и останавливает внимание читателя автор, то касаются они последних минут жизни старого большевика. Удушливые приступы кашля, сотрясающего его высохшее тело, беспомощная поза лежащего на спине и пытающегося подняться человека, губительный огонь, съедающий тело изнутри, жаркий туман, качающиеся потолок и стены, все эти признаки онкозаболевания необычайно ярко описал В. М. Шукшин. «Заревой дождь», рассказ, в общем, построенный схематично и не загруженный излишней детализацией, в финальной части становится очень подробным. Что автор хотел этим сказать читателю? Возможно, так он подчеркнул, что сбылось пророчество Кирилла по поводу тяжелой смерти как проявления высшей справедливости по отношению к обидчикам людей. В Бога оба героя рассказа не верят, но бывший кулак знает, что просто так в мире ничего не происходит, следовательно, и абсолютным атеистом назвать его нельзя.
Загадочный листок
В этом произведении есть нечто, чем очень интригует вдумчивого читателя Василий Шукшин, рассказы которого почти никогда не содержат ничего необъясненного. В момент смерти Ефима, когда обмякшее тело его укладывают на кровать, случаются сразу три мистическим образом совпавшие события. Внезапно появляется Кирилл, вернее, его голос, спрашивающий, плохо ли ему. Затем через окно влетает клочок бумаги, и непонятно, вброшен ли он в пространство палаты намеренно, или занесен порывом ветра. И тут же начинается заревой дождь, Шукшин назвал рассказ в честь этого природного явления. Как связаны эти события? Что и кто написал на этом листке? Можно полагать, что это было послание, которое хотел отдать давнему врагу Кирилл, но так и не решился. Читателю предоставляется право ответить на эти вопросы самому.
О чем рассказ
Это не простая история, и не ради досужего времяпрепровождения любителей чтива сочинил ее Шукшин Василий Макарович. Рассказы этого великого писателя, ставшего современным классиком, всегда чему-то учат, в них есть моральный стержень и глубокий смысл. Так о чем же повествует произведение и какой урок преподносит читателю?
На самом деле, как и любое талантливое творение, рассказ этот многогранен. Он в первую очередь об умении прощать. Ведь Кирилл, уходя под дождем по хлюпающим лужам и сжимая в руках шапку, жалел своего мучителя, даже сам не понимая, почему.
А еще этот рассказ о любви. Дочь падает на колени перед телом отца, от которого, по всей видимости, родительской ласки знала мало.
И еще в произведении присутствует идея морального очищения. Заревой дождь, подобно святой воде, смывает всю скверну, злобу, накопившуюся за многие годы в душе Кирилла.
Все это можно объединить в три главные христианские добродетели, Веру, Надежду и Любовь. Этот дождь и вправду был желанным.