Анализ "Мцыри", поэмы Михаила Лермонтова
Природа Кавказа привлекала многих русских писателей 19 века, но наибольшее впечатление она произвела на Лермонтова. Еще будучи ребенком, он попал на юг России, где проходил лечение. Он увидел Кавказские горы, могучие реки, познакомился с жизнью горцев. С тех пор тема Кавказа стала одной из любимых для поэта. Пейзажи Кавказа завораживают: величественные горы, стремящиеся к небесам, глубокие пропасти, нисходящий к недрам земли. Все это Михаил Юрьевич отразил и в своей живописи. Однако многочисленные поездки на юг России принесли плоды не только в виде картин, но и в виде произведений. Самая известная поэма Лермонтова о жизни Кавказа - "Мцыри".
Основа сюжета поэмы
Анализ "Мцыри" как романтической поэмы нельзя провести не узнав историю создания произведения. В 1837 Лермонтов совершал путешествие по Грузии, он изучал местные легенды и предания. В одном из монастырей он встретил старого монаха, который рассказал историю своей жизни. Когда то он, сын горца, был пленен русским генералом Ермоловым. Болезнь застала путников в дороге, Ермолову пришлось оставить мальчика в монастыре, где тот и вырос. По рассказу старого монаха, он не смог поначалу привыкнуть к жизни в заточении, даже несколько раз пытался убежать в горы, однажды чуть не погиб. Возвратившись, он решил принять сан и остаться в монастыре навсегда.
Эта история произвела большое впечатление на поэта. Лермонтов решил написать поэму, которую первоначально назвал "бэри ", что в переводе с грузинского означает "монах". А потом уже заменил название словом, которое в грузинском языке имеет несколько значений, - "Мцыри".
Формальный анализ. Мцыри как романтический герой
"Мцыри" в переводе с грузинского означает юношу, который пока еще только готовится стать монахом, правда, еще местное население называет так человека, прибывшего из другой страны. Итак, главный герой поэмы "Мцыри" - это мальчик, который попадает в монастырь не по доброй воле. Описание Мцыри полностью соответствует классическому романтическому герою. Он с детства выделяется на фоне своих ровесников, с которыми он не ладит. Он серьезнее, их игры ему неинтересны. Следовательно характер Мцыри также отсылает нас к образу романтического персонажа. В монастыре Мцыри чувствует себя пленником, ему душно в сырых кельях. Мцыри хочет убежать от этой жизни, мир, который находится за пределами монастыря, представляется герою идеальным. Итак, в данной поэме реализуются два основных принципа романтизма: изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах и принцип двоемирия. Романтизм воплощается на все уровнях произведения. Так, изображение природы Кавказа полностью соответствует канонам этого направления. Ведь на страницах поэмы нет обыденных картин, мы находим у Лермонтова величественные Кавказские горы, скалы, бушующие реки и густые заросли. Герой, странствующий в дикой природе, слышит вой шакалов, он внимает шуму ветра, который представляется тоже каким-то сказочным, вода в реках прозрачна настолько, что видно рыб, даже слышно их передвижение.
План «Мцыри» по главам. Краткий пересказ
1 глава. Вступление. Лермонтов начинает с того, что описывает место действия. «...Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры».
2 глава. Во второй главе автор рассказывает о том, как Мцыри попал в монастырь. Русский генерал проезжал мимо этих мест и вез с собой пленного мальчишку, которого пришлось оставить в монастыре из-за болезни.
3-7 главы. В этих пяти главах Мцыри, израненный,произносит свою исповедь. Он говорит чернецу о том, что всю жизнь чувствовал себя пленником, даже обвиняет его в том, что тот когда-то спас его от смерти. Ведь этот поступок не принес ничего хорошего: ребенок обречен был на одиночество («грозой оторванный листок»).
8 глава. Уже в 8-й главе начинается повествование о том, как герой был на воле. Здесь Мцыри рассказал, как он был свободен, как он почувствовал единение с природой («..руками молнии ловил»)
9-11 главы. Мцыри, никогда раньше не видавший в непосредственной близи все красоты природы, восхищенный, рассказывает старому монаху, что он видел: птиц, плавающих в прозрачной воде горных рек, поющих птиц, буйную растительность.
12-13 глава. Герой встречает молодую грузинку. Его пленяет звук ее пения. Он увидел, как она прошла к своей сакле, и печаль струилась в его душе. Ведь он не знал своей семьи, он не ведал, что значит родной дом.
14-15. Мцыри заблудился. Он и посреди вольной бушующей природы не чувствовал себя как дома. Поэтому герой рыдает, чего никогда не делал в детстве.
16 глава. Является ключевой для понимания идейного замысла автора. Здесь герой встречается с барсом. Битва с животным описана в трех последующих главах.
Последние 8 глав – это чувства героя. Он вновь жалуется монах на свою судьбу, снова вспоминает день, проведенный на воле.
Герои поэмы «Мцыри»: старый монах, грузинка, Мцыри и барс. Все действие сконцентрировано вокруг главного образа. Ведь по сути поэма - это его исповедь.
Как анализировать поэму?
Безусловно, анализ «Мцыри» нужно проводить с опорой на текст. Ведь это произведение поэтическое, а следовательно во внимание нужно принимать слог, средства выразительности, рифму. В поэме преобладает парный способ рифмовки. Написано произведение стихотворным размером ямб.
Чтобы правильно выполнить анализ «Мцыри» нужно брать небольшой отрывок, например, 2-3 главы. Так, чтобы эпизод был завершенным. Уже в этом отрывке искать средства выразительности (эпитеты, метафоры, метонимии, сравнения и др.): ими изобилует текст Лермонтова, это подтверждают и цитаты. «Мцыри» текст очень красивый, он дает плодородную почву для изучения.
Почему Лермонтов избирает форму исповеди?
Вообще, рассказ Мцыри мало похож на исповедь в прямом смысле этого слова. Герой раскрывает свою душу, но он не говорит о темных сторонах ее, не раскаивается в каких-либо совершенных грехах. Наоборот, он то и дело пытается обвинить монаха в том, что тот обрек его на страдания. План «Мцыри» по главам показывает, что примерно в середине поэмы должен был быть помещен некий спор с чернецом, который отказался от земных благ, смирился с бедной жизнью, лишенной радостей, однако этого не получается, ведь читатель слышит только голос Мцыри. Такая форма позволяет автору наиболее полно раскрыть характер Мцыри, показать его особенности.
Смысл финала поэмы
Итак, в самом конце поэмы Мцыри умирает. Однако его не страшит смерть, даже на пороге гибели он продолжает сожалеть о прожитой жизни ("Меня могила не страшит…"). Безусловно, подобное бесстрашие Мцыри вызывает симпатию у его создателя. Ведь оно продиктовано сильнейшим желанием ощутить истинную жизнь, свободу. Находясь на природе, герой чувствовал себя ее частью, он не боялся ни шакалов, ни темноты. В схватке с барсом он показал всю свою неистовую силу, ведь оказался сильнее. Барс как олицетворение сил природы погибает от рук героя. Отчего умирает Мцыри? Только ли от ранений, которые нанес ему зверь? В гибели Мцыри заложена более глубокая мысль. Ведь раненому герою пришлось возвращаться в монастырь, следовательно его мечты о свободе разрушились, он больше не мог надеяться, потеряв веру, он умирает. Описание Мцыри в момент его смерти очень трагично.
Пессимистичный финал пьесы является весьма характерным для творчества Лермонтова. Его романтический герой никогда не находит счастья. Поэтому творчество Михаила Юрьевича можно назвать пессимистичным. Однако этой мысли противоречит то, что у самого Лермонтова была большая жажда жизни, жажда движения и страстей, которую он переносит и на своих персонажей.