"Чем люди живы": краткое содержание. Лев Толстой "Чем люди живы"

Позднее творчество Л. Н. Толстого вызывало и до сих пор вызывает неоднозначное мнение как со стороны читателей, так и литературоведов и критиков. Особое место в нём занимают так называемые «народные рассказы», в которых великий русский писатель культивирует жанр притчи как единственно возможный жанр «иносказательного утверждения правды должного». Так ли это? Рассказ «Чем люди живы» поможет в этом разобраться…

«Чем люди живы»: вступление

Жил когда-то на земле русской сапожник. Были у него и жена, и детишек полон дом. Жил он у мужика на квартире, ибо не имел он ни дома своего, ни земли. На хлеб он зарабатывал лишь сапожной работой. Но хлеб в те времена стоил дорого, а работа – дешево. Получалось, что заработает мужик, то и проест.

Была у них на двоих с женой шуба, да и та стала непригодной. Что делать? К осени скопились «деньжонки»: три рубля хранились дома в сундуке, а еще пять – были за мужиками в селе. Делать нечего, отправился он в село. Идёт по дороге и думает: "Вот получу свои пять рублей, добавлю ещё три, и тогда уж точно мой овчин на шубу…"

Да не тут-то было. Как пришёл мужик в село, так и ушёл ни с чем – со всех денег только двадцать копеек и вернули, и овчин в долг не дали. Пригорюнился сапожник, выпил на всю собравшуюся мелочь водки, и побрёл обратно домой. Идёт и сам с собой разговаривает. То утешает самого себя, то жалеет, думает, как дальше жить. Погодя немного и вовсе на весь свет разозлился: им нужда, а мне что, не нужда, ведь у них и дом, и скотина своя, и хлеб, а я весь тут – что заработал, тем и живу…

Старая часовня

Как же разворачивается дальше сюжет произведения «Чем люди живы»? Краткое содержание на этом не заканчивается. За всеми этими думами и не заметил, как подошел к часовне. Видит, за ней что-то белеет. Приглядывается, а разобрать не может. Не камень, не скотина… Вроде человек, да уж очень бело. Подходит ближе, так и есть – человек, голый совсем, сидит тихонько, к стене прислонён. Подойти помочь или мимо пройти? Подойдешь – какой он есть, кто его знает? Явно ведь, не за похвальные дела здесь он очутился, да и что с ним, с голым то делать, не с себя же последнюю «одежонку» снимать… Прошёл сапожник мимо, и вдруг совесть в нём заговорила, пуще прежних мыслей «закричала»: Что же это ты такое делаешь, Семён? Человек в беде оказался, околеть может, а ты мимо проходишь, за богатство своё трясешься: «Али дюже разбогател?»

Воротился Семён, подошёл ближе и видит: совсем молодой человек, в силе, не искалечен, одно только – замёрз очень и напуган до смерти, сидит тихонько, прислоняясь, ослаб вроде, глаз поднять не в силах… Вдруг очнулся, повернулся и посмотрел на Семёна. Взгляд этот умилил и растрогал Семёна. Скинул он кафтан свой, сапоги «валенные» и одел его: на вот, разхаживайся, согревайся, возьми палку мою, обопрись, если слаб, и пойдём ко мне в дом, «а дела эти все без нас разберут».

В доме у сапожника

Идут они легко, говорят мало. Как попал сюда человек – сказать не может, одно только твердит – не здешний, никто его не обидел, идти ему некуда, да и всё равно, потому что Бог его наказал. Подивился Семён: на речах мягок, а говорит про себя мало – скрывает что-то, с другого боку – да мало ли какие-такие дела бывают…

Пришли сапожник и странник к первому домой. Как только переступили порог, Матрёна – жена Семёна, сразу почуяла дух винный от мужа. Вышла в сени, так и есть: муж без кафтана, без овчина на новую шубу, и с ним мужик какой-то непутёвый без шапки и в валенках. Что делать? Оборвалось у неё сердце, думает, пропил всё, да ещё и связался с каким-то непутёвым. Видно, как вошёл только, так замер и голову вниз опустил – значит, боится чего-то. Ох, не к добру это…

Понял Семён, что баба его сердится сильно, да делать нечего: как вспомнит взгляд его у часовни, так «взыграет в нём сердце». Стал он рассказывать о том, что у мужиков в селе денег нет, обещали вернуть их позже, остальные же «деньжонки» он сохранил, не пропил, только двадцать копеек… Продолжил было сказывать и о часовне, о том, как повстречал там голого человека, как пожалел его, да Матрёна слушать не стала, кричит, ругается, остановится не может… Хотела уйти – зло сорвать, да остановилась – видит, странник этот сидит безмолвно на краю лавки, руки – на коленях, голова вниз опущена, всё морщится, будто горло его сдавливает кто-то. Говорит ей Семён: «Али в тебе Бога нет?». Услышала слова его и еще сильнее сжалилась. Достала кваса, последнюю краюшку хлеба, подала нож, ложки, и стали они ужинать. Вдруг повеселел странник, поднял глаза, посмотрел на Матрёну, пристально так, хорошо посмотрел, и улыбнулся, в первый раз за всё время.

Поели они, легли спать, да не спится им. Как вспомнит баба, что хлеба на завтра нет, что «одежонку» последнюю отдала, так сердце сжимается. А вспомнит улыбку его – веселее становится: что ж, живыми будем – сытыми будем… А с другого боку – мы-то даём, не скупимся, а добром нам это не возвращается. Так и уснули они в думах этих. Читаем дальше произведение, которое создал Л. Толстой, - «Чем люди живы». Главные события рассказа ещё впереди.

Сапожное дело

День за днём, неделя за неделей – так и год прошёл. Живёт странник Михайла по-прежнему у Семёна. За какую работу ни возьмётся – всякая выходит у него так, как будто век её делал: и чинит сапоги, и шьёт их сам. Пошла слава по округе, что никто так крепко сапог не сделает, как Михайла. Стало к Семёну больше людей приходить, и достаток стал увеличиваться. А Михайла, как только работа заканчивается, садится, ни слова, ни полслова не говорит и всё вверх глядит. Никогда на улицу не выходит, ест мало, говорит мало и не смеется.

Приезд барина

Однажды зимой приехал к сапожнику барин в шубе, лицо красное, налитое, шея, как у быка – словно с другого света человек. Приехал он не просто так – привёз «товар сапожный», дорогой, качества немецкого, и просит сапоги ему из него сшить, чтобы год носились, не порвались и не стёрлись. Если выполнит Семён работу хорошо, то получит десять рублей, а если «распорются» сапоги раньше года – в остроге будет сидеть. Испугался сапожник, а Михайла ему кивает головой, мол, бери работу и не робей. Стал Семён мерки с ноги барина снимать, вдруг видит, что странник его смотрит в угол пустой за барином, взгляд отвести не может, потом вдруг улыбнулся, второй раз за всё время и просветлел весь.

Барин встал, шубу свою поправил, еще раз предупредил сапожника, чтобы беду он не нажил, и направился к выходу. Да забыл нагнуться, и ударился головой об косяк. После его ухода принялся Михайла за работу новую.

Проходит время. Подходит к нему сапожник взглянуть, что получилось, смотрит – а у него из «товару» немецкого не сапоги сшиты, а босовики. Ахнул он, и только начал ругать его, как стучится кто-то в дверь. Открыли: входит мальчишка от того самого барина, и говорит, что хозяин до дома не доехал – умер на полпути, и барыня просит срочно сшить босовики «на мёртвого».

Купчиха с двумя девочками

Прошло еще два года. Живут по-прежнему, и не нарадуется сапожник на своего работника. Сидят раз они дома. Мальчик, сын Семёна, подбежал к окну и смотрит во двор. Глядь, к их дому идёт купчиха с двумя девочками в шубках и в платочках. У одной ножка хромая. Подбежал к окну и Михайла. Удивился сапожник – ведь никогда прежде не выглядывал он на улицу.

Зашли он в дом к сапожнику, и просит женщина сшить сапожки для девочек. Снимали мерки, разговорились, и узнали, что малышки не родные, а приёмыши. Шесть лет назад случилась беда: на отца в роще упало дерево. Только довезли, он и умер. Во вторник похоронили. А мать в это же самое время родила двойню, вот этих самых девочек, да не прожила и трёх дней – отдала Богу душу. Да как умирала, задавила одну из них. Вот ей ножку и вывернуло. Остались сироты одни. Жили они тогда с мужем по соседству с ним, поэтому и забрали малышек. Кормила она их грудью, потому, как и сама только родила. Через год родной сын умер, и больше Бог детей не давал. А достаток стал расти, жизнь улучшилась. И чтобы бы могло быть, если бы не эти девочки – «только у меня и воску в свече», что есть они – самые родные из родных. Как говорится, без отца и матери прожить можно, а без Бога нет… Л. Толстой («Чем люди живы») незаметно подводит читателя к главной идее произведения.

Исповедь Михайла

Л. Толстой, «Чем люди живы» - краткое содержание произведения далее повествует о том, что во всё время разговора не сводил Михайла глаз с девочек. Сложил руки на коленях, как прежде, глядит вверх и улыбается, третий раз за всё время. Вдруг встал, снял фартук, поклонился Семёну и Матрёне, и просил, чтоб простили они его, как и Бог ему простил. И видят муж с женою, что от него свет начал идти. Упали на колени перед ним, и просили объяснить всё: кто он есть, почему три раза улыбнулся, и за что его Бог простил...

И рассказал он им свою историю. Есть он ангел. Однажды Бог отправил его к женщине забрать её душу. Прилетел он, и видит, что родила она двойню. Копошатся они возле неё, а она встать не может, и к груди их приложить не в силах. Увидела ангела, и поняла сразу, зачем он к ней явился. Взмолилась к нему, мол, мужа деревом задавило, и ни осталось у неё никого, кто же детей её вскормит и на ноги поставит? Пожалел Михайла женщину, приложил одного младенца к груди её, а другого – подал ей в руки. Но вернул Господь ангела на землю, сказав, что после того, как заберёт он душу женщины, познает он три истины: «что есть в людях, чего не дано людям, и чем люди живы». Краткое содержание произведения на этом не заканчивается.

Понял ангел, что когда познает их, тогда и вернётся на небо. Вынул он душу матери, завалилось бездыханное тело и придавило одну из двойни. Ножка оказалась вывернутой. Поднялся ангел над деревней, да крылья его отвались. Понеслась душа одна к Богу, а Михайла упал на землю.

Л. Толстой, «Чем люди живы»: три главных слова

Часовня была закрыта. Не ведал он доселе, что есть жизнь людская, что есть холод, голод. Теперь же враз испытал на себе все людские невзгоды. Потом встретил Семёна, и понял, что не поможет он ему, потому как сам не знает, как себя, жену и детей своих прокормить и обогреть. Отчаялся было, да видит, возвращается Семён, и не узнал он его: то в лице его жила смерть, а теперь он в нём узнал Бога. Потом встретил он Матрёну – жену Семёна, и казалась она хуже мужа – «мёртвым духом дышала она». Но сапожник напомнил ей о Боге, и враз она переменилась: стала живой, и в ней он узнал Бога. Познал в это мгновение ангел первую истину – что есть в людях любовь, и улыбнулся тогда в первый раз.

Потом в дом к сапожнику прибыл барин в шубе. Как только переступил он порог, увидел Михайла у него за спиной ангела смерти, и понял, что умрёт барин ещё до захода солнца. Значит, не дано людям знать, что им необходимо для своего тела. Это и была вторая истина. Обрадовался он второму слову и улыбнулся.

Прошло еще несколько лет, а Бог всё еще не открыл ему последнюю истину. Но здесь пришла купчиха с девочками. Узнал он их сразу и удивился несказанно. Ведь думал он, что без родных родителей не прожить детям, а, оказывается, взрастила и любила их безмерно чужая женщина. Тогда увидел он в её лице живого Бога, и принял третью истину – жив человек не заботой о себе, а любовью. Так он улыбнулся и в третий раз.

Рассказ «Чем люди живы» заканчивается чудесным вознесением Михайла на небо к Богу. Запел ангел хвалебную песнь Богу, затрясся весь дом, раздвинулся потолок, распустились у ангела крылья за спиной, и поднялся он на небо…

Ещё раз хочется напомнить, что в статье шла речь о произведении Л. Толстого «Чем люди живы». Краткое содержание не может так передать тот «евангельский дух», который незримо присутствует в каждой строчке, в каждой букве рассказа, который поражает неожиданно и неотразимо. Поэтому прочтение произведения в полном объеме просто необходимо.

Комментарии