Мотоцикл "Юпитер ИЖ-4": технические характеристики, фото и отзывы

Наверное, детища советской авто- и мотопромышленности еще долго буду колесить дорогами современных стран СНГ. Речь будет идти о мотоцикле "ИЖ Юпитер-4".

История

Дорожный мотоцикл "ИЖ Юпитер-4" выпускал машиностроительный завод Ижевска с 1980 по 1985 год. В производственной гонке машиностроительных заводов "Ижмаш" решил увеличить максимальную скорость мотоцикла за счет модернизации двигателя. Не удивительно, что производство чешской Jawa не понесло никаких убытков.

В то время Jawa — основной конкурент «Ижей». Элегантный чешский мотоцикл превосходил «Юпитер» более продуманной конструкцией. Чешские инженеры создали более резвый, экономный и, что самое главное, надежный двухколесный транспорт. Несмотря на это, отечественный «ИЖ» пользовался немалым спросом внутри страны. За пять лет производства заводом «Ижмаш» выпущено и продано более миллиона экземпляров "ИЖ Юпитер-4" и "ИЖ Юпитер-4к". Последний отличается наличием бокового прицепа (коляски). После 1985 года в производство запустили новую серию отечественных мотоциклов "ИЖ Юпитер-5".

Технические характеристики, рекомендации

Рассмотрим качественные данные мотоцикла "ИЖ Юпитер-4". Характеристика его такова:

  • мощность двигателя – 28 л. с.;
  • предельная скорость – 130 км/час;
  • масса – 160 килограмм (со снаряжением);
  • максимальные обороты двигателя – 7800 об/минуту;
  • дорожный просвет – 130 мм;
  • КПП 4-х ступенчатая, полуавтоматическая;
  • многодисковая система сцепления в масляной ванне;
  • тип топлива - воздушно-бензиновая смесь (Аи – 76, Аи – 80 совместно с маслом);
  • двухцилиндровый карбюраторный двухтактник.

Поскольку зажигание "ИЖ Юпитер-4" имеет кулачковое, важно его надежно настроить и иногда осматривать. Сам процесс настройки момента подачи искры описан ниже. Важно, чтобы якорь генератора был установлен ровно, а болт, которым он притягивается к коленвалу, затянут сильно.

Время от времени не помешает осматривать элементы зажигания. Советские инженеры не предусмотрели, чтобы машина бесперебойно работала в режиме попадания воды или влажности. Поэтому, если возникают проблемы с искрой, нужно осмотреть контакты зажигания на предмет их окисления.

Подобные процедуры не помешает проводить с остальными электрическими системами и контактами.

Отличие "Юпитер ИЖ-4" от его предшественника - "ИЖ Ю3"

Собственно, считается наиболее удачным и надежным среди поколения «Юпитеров» «четвертый». Он отличается от предшественника «ИЖ Юпитер-3» более мощным силовым агрегатом (мощность "ИЖ Юпитер-4" составляет 28 лошадиных сил, в то время, как "Юпитер-3" выдает только 25). Инженерам завода «Ижмаш» удалось повысить мощность двигателя за счет новой конструкции цилиндров. В новых цилиндрах конструкторы предусмотрели более широкие продувочные окна. За счет этого увеличились максимальные обороты коленвала (7800 оборотов в минуту).

Но, к сожалению, в погоне за деньгами завод упустил вопрос качества и надежности конструкции. Спустя годы "ИЖ Юпитер-4" показал свои слабые места. А именно, конструкция цилиндров не предусматривала более высокую прочность и надежность. Ресурс двигателя значительно уменьшился из-за увеличения продувочных окон.

Помимо модернизации цилиндро-поршневой группы, специалисты "Ижмаш" предусмотрели на новой модели «Юпитера» современное 12-ти вольтовое электрооборудование. Такая модернизация придала "ИЖ Ю-4" более яркий свет и более мощную искру зажигания относительно 6-вольтовых предыдущих моделей.

О недостатках

Стоит отметить, что среди владельцев мотоциклов «ИЖ» модель «Юпитер ИЖ-4» не пользуется большой популярностью. Опытные пользователи утверждают, что четвертый "Юпитер" – самая неудачная модель со всего модельного ряда мотоциклов «ИЖ». Кроме того, что прочность высокооборотного двигателя оставляет желать лучшего, "Юпитер-4" имеет такие «болезни» и минусы:

  • постоянная утечка масла из картера двигателя;
  • «звон» пальцев после недолгой эксплуатации;
  • малый ресурс КПП;
  • постоянные проблемы с системой зажигания;
  • высокий расход топлива;
  • отсутствие систем контроля уровня топлива, температуры двигателя и уровня масла в картере мотора;
  • несовременный дизайн;
  • отсутствие знаний в области эксплуатации и ремонта этого мотоцикла могут привести к значительным материальным затратам на ремонт агрегата и/или лечение байкера.

В вышеперечисленном уверена большая часть владельцев советских мотоциклов. Особое внимание необходимо уделять именно системе зажигания. На самом деле процесс установки момента зажигания не требует феноменальных умений или особых знаний.

Отзывы

Отзывы "Юпитер ИЖ-4" имеет как положительные, так и отрицательные. Некоторые из владельцев байка уверены, что если бережно относиться к технике, своевременно делать технический осмотр и ремонт, результат не заставит долго себя ждать. Приобретая мотоцикл, можно иметь фактически нулевой багаж знаний относительно ремонта и эксплуатации. Главное, чтобы "Юпитер ИЖ-4" был куплен либо в хорошем состоянии, либо был сделан его полный ремонт. Тогда множество проблем и "болезней" мотоцикла не станут тревожить водителя.

Другие владельцы этого мотоцикла относят к положительным моментам высокую мощность мотора и отличные показатели ускорения. Если внести немного изменений в дизайн, "ИЖ Юпитер-4" запросто обретает современный привлекательный вид.

Жалобы в основном касаются неустойчивого реле-регулятора напряжения, проблем с системой зажигания и быстрого износа элементов двигателя.

Настройка зажигания "ИЖ Ю-4"

Чтобы правильно отрегулировать момент зажигания, необходимо придерживаться следующих пунктов:

  1. Вывернуть свечи зажигания с обоих цилиндров.
  2. Провернуть коленвал за болт якоря генератора (подходит ключ на 11) до максимального размыкания контактов прерывателя, что на основании 6.
  3. Ослабить болтик 5 и провернуть 4, установив зазор в толщину лезвия для бритвы (или 0.4-0.6 мм, если есть точные измерительные
    приборы).
  4. Закрепить болтик 5, проделать аналогичную процедуру с верхним контактом, то есть левым цилиндром.
  5. Использовать прибор для измерения хода поршня. Если такового нет, использовать толстый стержень с гладкой поверхностью, который поместится в свечное отверстие.
  6. Вращать коленвал до момента, когда правый поршень достигнет верхней мертвой точки, опустить его на 2.2-2.6 мм ниже, провернув коленвал против часовой стрелки.
  7. Вывернуть болты 2, 3, 7, установить расстояние между нижними контактами 0.2-0.6 мм или на толщину лезвия, провернув эксцентрик 4.
  8. Выполнить аналогичную процедуру с левым цилиндром, зажигание которого определяет верхний контакт.

Комментарии
1
Этой зимой с сыном сделали полную реставрацию Иж Юпитер 4 который ранее принадлежал его покойному деду. Не без основания считаю модельный ряд Юпитеров самыми настоящими советскими байками. Не смотря на ряд недостатков, конструктивно это были очень мощные и сильные мотоциклы которые даже в наше время способны достойно выполнять поставленные перед ними транспортные задачи. Далеко не каждый современный четырёхтактник сравнится с весьма внушительными ходовыми качествами Юпитера.
Был у меня с 1995 года 4 ка отец отдал , совершенно правдиво все написано с его проблемами , помню как за один день мог два раза снять двиг и располовинить его , коробка слабое место и с зажиганием постоянно мучались, а так резвый был ведомая звездочка стояла на 21 зуб без люльки, это просто был спорт байк, с люлькой ставил на 15 зуб там тяга , очень сильно нравилась коробка полуавтомат сцеплением на руле практически не пользовался все делал ногой, пока был в армии младший брат его ушатал.