"Адмирал Нахимов" (крейсер): модернизация

Самым современным крупнотоннажным кораблем Российского флота в 2018 году должен стать крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация его началась в 2014-м и по плану продлится четыре года. Затем настанет черед другого корабля - «Петра Великого», флагмана СФ, построенного по тому же проекту «Орлан» № 11442. Эти исполины могут нести службу вдали от родных берегов, обеспечивая военное присутствие в любом районе Мирового океана. Создавались боевые флотские единицы в соответствии с советской военной доктриной первой половины 80-х годов прошлого века, они обошлись государственному бюджету СССР в круглую сумму (всего их было спущено на воду четыре), и теперь этим наследством нужно правильно распорядиться. Следует также оценить степень необходимости этих типов кораблей и их возможную эффективность в случае вооруженного конфликта.

Общее назначение

С макроэкономической точки зрения любые затраты должны нестись в соответствии с конкретной целесообразностью. Государство, не имеющее возможности отстаивать свои интересы в глобальном масштабе, обречено на периферийное прозябание. Несмотря на обилие международных соглашений, наличие международных наднациональных структур, контролирующих соблюдение установленных правил, во многих случаях сильные в военном отношении страны применяют авиацию, флоты и наземные войска, нарушая все писаные и неписаные законы для обеспечения своего регионального доминирования. Есть резолюция Совбеза ООН – хорошо, но если она не получена, «большая дубинка» всегда наготове. Для противодействия угрозам подобного рода и существуют такие гигантские атомоходы, как «Адмирал Нахимов». Крейсер предназначен для обеспечения мощного прикрытия целой эскадры, выполняющей задачи на большом удалении. На военном языке это называется «приданием устойчивости». В сущности, такой корабль является ядром флотского соединения, лишенного возможности получать поддержку своих или дружественных береговых баз в силу большого удаления и находящегося под угрозой враждебных вооруженных воздействий. Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», как предполагается, будет иметь возможность раскрыть своеобразный «зонт», состоящий из средств противовоздушных, противоракетных, противолодочных и прочих систем, отбить атаки, а в случае необходимости - нанести ответный сокрушающий удар.

Архитектура корабля и технология «Стеллс»

В начале восьмидесятых годов советский военно-промышленный комплекс был развитой отраслью промышленности, включавшей в себя тысячи предприятий и научных учреждений. Успехи отечественных разработчиков оборонных систем обеспечивались щедрым финансированием. При создании новых образцов учитывались самые последние достижения в области наступательных вооружений ВПК стран - вероятных противников. Примером может служить корабль «Адмирал Нахимов». Крейсер строился по принципу малой заметности его корпуса для радаров. Очертания надстроек выполнены в виде пирамид, состоящих из наклонных плоскостей, надводная часть имеет «заваленные» борта, прямых углов практически нет. Для покраски применена особая технологически безупречная субстанция, носящая ничего не говорящее название «лак» и по виду не отличающаяся от обычного шарового покрытия военных кораблей, но имеющая важное уникальное свойство поглощать высокочастотные излучения, минимизируя их отражение. Эксперты спорят о том, насколько эффективны усилия по приданию малой радиолокационной заметности объекту длиной 250 метров, но научные наработки в этой области имеют ценность сами по себе, с учетом их дальнейшего применения. Действительно, столь крупный корабль разглядеть можно не только на экранах РЛС, но и со спутника, не говоря уже о разведывательных самолетах. Технология «Стеллс» имеет значение для возможного введения в заблуждение блоков наведения противокорабельных ракет. «Пятно» засветки на экране станет меньшим, к тому же крейсер может проецировать ложные цели с помощью электронных средств ПРО.

Модернизационные возможности

За прошедшие почти три десятилетия практически все технические средства и системы вооружения корабля устарели, и теперь только огромный корпус, оснащенный мощной ядерной силовой установкой, представляет ценность для флота. Однако стоимость этой «платформы» такова, что пренебрегать ею не следует. Примером бережного отношения к дорогостоящей материальной части могут служить американские военно-морские силы. Все крупнотоннажные корабли США изначально строятся с учетом возможной модернизации, кабельканалы электропитания и установочные размеры выполняются таким образом, чтобы замена любого оборудования - в случае появления более современного - не составляла проблемы. Ремонт крейсера «Адмирал Нахимов», формально начавшийся в 1998 году, затянулся именно из-за того, что возникла потребность в огромном количестве конструктивных изменений, необходимых для эффективной модернизации. ТАРК «Калинин» (под этим названием корабль был заложен в 1983 году и служил до 1993-го) не мог бы удовлетворять условиям морского боя начала третьего тысячелетия. Проект перестройки был поручен Северному ПКБ (г. Санкт-Петербург), на его проработку выделялся 21 месяц. Смета документации составила почти 2,8 млрд рублей. Предполагается, что вся модернизация корабля обойдется в десятки миллиардов. Сразу же нашлись критики, утверждающие, что за такие деньги можно построить несколько новых боевых единиц класса «фрегат» или «корвет», обладающих в сумме большими боевыми возможностями. Мнение такое, безусловно, имеет право на существование, но корабли легкого класса не предназначены для выполнения задач, для которых строился «Адмирал Нахимов». Крейсер имеет больший оперативный радиус, служит намного дольше эсминца или БПК, потому в целом его модернизация экономически оправдана.

О названии

Моряки – народ не только отважный, но и изрядно суеверный. Они под любым предлогом стремятся избежать выхода из порта по тринадцатым числам, верят в разные приметы и не любят несчастливых названий. К сожалению, основания для беспокойства в этом случае есть.

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был пущен на дно своим экипажем во избежание его захвата японцами в 1905 году в ходе Цусимского сражения. Сражались моряки героически, потопили несколько вражеских миноносцев, серьезно повредили крейсер «Ивате» и никоим образом не посрамили славы флота Российского. «Варяг», погибший при подобных обстоятельствах, свое грозное имя передал современному кораблю.

Менее известна судьба другого «Нахимова» - торгового парохода общества РОПИТ, затонувшего у турецких берегов в 1897 году при сильном шторме.

В 1941 году, во время героической обороны Севастополя, немецкой авиацией был потоплен корабль «Червона Украина», ранее (до Гражданской войны) носивший название «Адмирал Нахимов». Крейсер затонул, получив множество пробоин.

В 1960 году был выведен из состава ЧФ еще один корабль, носивший имя прославленного флотоводца. История получилась загадочная: ракетному крейсеру было всего полтора десятка лет, и есть предположение, что его использовали для изучения влияния на корпус подводной волны, возникающей при ядерном взрыве.

В 1973 году затонул еще один «Адмирал Нахимов». Крушение научно-исследовательского судна случилось по иронии судьбы в том месте, где великий русский флотоводец совершил одну из своих самых блестящих побед, - в Цемесской бухте. Судно внезапно обледенело и ушло на дно прямо у мола.

По причине сильных повреждений, полученных при столкновении с подводной лодкой, был списан большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». Крейсер (Цусима), научное судно (Цемесская бухта), еще один крейсер (Севастополь), торговый пароход (северное побережье Турции), РК (50 километров от Южного берега Крыма), - к этому мартирологу нельзя не добавить одну из страшнейших морских трагедий за всю историю судоходства. В ней принимали участие сухогруз «Петр Васев» и пароход, в момент спуска на воду носивший имя «Берлин». В 1986 году два больших судна не смогли разминуться в новороссийской Цемесской бухте. После Победы трофейный «Берлин» получил название «Адмирал Нахимов». Катастрофа унесла жизни сотен пассажиров и членов команды.

Как тут не поверить в злой рок, преследующий несчастливое название?

И все же, почему именно «Нахимов»?

Изложенные выше трагические эпизоды не составляют тайны для руководителей, в обязанности которых входит выбор наименования корабля. И если решение, несмотря на столь грустную статистику, все же принято, то для этого есть веские основания. К тому же при более детальном и беспристрастном анализе можно прийти к выводу о том, что боевые корабли, носившие имя прославленного флотоводца, в большинстве своем достойны доброй памяти, а судьба их вызывает гордость за родную страну и ее доблестных сынов. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» повторил вместе со своим экипажем подвиг гордого «Варяга», в 41-м другой корабль бился с врагом до последнего снаряда.

Гибель их нельзя назвать случайной или нелепой, она была героической.

Что же касается двух других случаев, то выход из состава флотов происходил без людских жертв, в силу непреодолимых обстоятельств или по решению командования.

Адмирал

Павел Степанович Нахимов прошел весь путь русского офицера, начав карьеру кадетом морского училища и приняв геройскую смерть от вражеской пули на бастионе Севастополя с адмиральскими эполетами на плечах. В пятнадцатилетнем возрасте он участвовал в дальнем походе к берегам Дании и Швеции, получив звание мичмана, занял должность во 2-м флотском экипаже Петербургского порта (1818 г.). В 1822 году удостоился ордена Св. Владимира IV степени за участие в кругосветном плавании. Командовал палубной батареей на крейсере «Азов» во время битвы при Наварине и легендарным фрегатом «Паллада», входившим в эскадру Ф. Ф. Беллинсгаузена. На Черноморском флоте служил с 1834 года, командовал линкором «Силистрия». Участвовал в операциях на Кавказе, за что был награжден орденом Св. Владимира III степени. В октябре 1852 года получил звание вице-адмирала.

Героическая Севастопольская эпопея заслуживает отдельных слов. Высокие качества флотоводца проявились в ней наиболее ярко. Память о таком человеке заслуживает того, чтобы его имя носил самый мощный и современный ракетный крейсер. Адмирал Нахимов – русский национальный герой.

Начало модернизации

После окончательного согласования и приемки технической документации настал черед реальных действий. Для начала следовало освободить корабль от всего груза оборудования, подлежащего списанию и утилизации. Эта работа хоть и трудоемкая, но благодарная. Значительная часть стоимости работ по модернизации будет компенсирована за счет извлечения большой массы ценного металла. Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» стал источником вторичных ресурсов общей массой 878 тонн, из которых 644 – черные (чугун), алюминиевые и медные сплавы (168 т), а также легированная высококачественная сталь с высоким содержанием углерода (66 т). Кроме этого, утилизации подлежат и драгметаллы, содержащиеся в электрическом и электронном оборудовании. На процесс разборки и сортировку потрачено всего 20 млн руб., что значительно меньше стоимости полученных ресурсов.

Помимо утилитарного значения, процесс демонтажа всего ненужного оборудования преследовал и другую цель: максимальное облегчение объекта для уменьшения его осадки. Столь крупное плавсредство не так просто завести в осушаемый док (батопорт) - для этого требуются понтоны, крепящиеся к корпусу (всего их шесть). Два из них уже были готовы, их собрали для ремонта авианесущего крейсера «Викрамадитья», купленного ранее Индией. Пригодился и полученный во время выполнения этого заказа опыт. Изготовление понтонов, их испытание и крепление требовали и времени, и материальных затрат. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Нахимов» находится внутри дока, его корпус освобожден от всего лишнего, ядерное топливо извлечено из реактора. Модернизация началась.

Цели модернизации

Главной целью дорогостоящих работ является придание боевой единице Северного флота желанной боевой эффективности. Для этого требуется не только полная замена устаревшего за период с 1980 года оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации согласно требованиям предстоящих десятилетий. Электронная техника, ракеты и системы управления теряют актуальность довольно быстро, и не следует повторять ошибок конструкторов, строивших в восьмидесятые годы крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация, неизбежная через несколько лет, должна пройти менее болезненно и обойтись значительно дешевле.

Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте значится замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45). Всего шахт было 20, столько же их и останется, но в каждой из них будет расположена модульная система с четырьмя ракетами. Итого, число противокорабельных реактивных снарядов возрастет в четыре раза и составит цифру 80.

Какими они будут, остается гадать, скорее всего, «Оникс» или «Бирюза». Репутация крейсера как «убийцы авианосцев» предполагает возможность оснащения ударных вооружений спецзарядами (ядерными). Такое большое количество ракет в арсенале «Нахимова» диктуется «стайным» способом их применения. Отразить групповую атаку ПКР практически невозможно.

Помимо главного калибра, ТАРК предположительно будет вооружен дозвуковыми средствами 3М14, предназначенными для наземных береговых целей. Борьбу с подводными лодками экипаж будет вести комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.

Противовоздушная оборона

Было бы наивно полагать, что КБ «Севмаш» не позаботится о том, как защитить от возможной атаки авиации и ракет столь крупную морскую цель, как «Адмирал Нахимов». Крейсер, несмотря на все средства, примененные для обеспечения его скрытности, остается очень заметным объектом, а в случае военного конфликта неизбежно станет мишенью для вражеских противокорабельных систем. Ранее задачу отражения воздушной атаки решали ЗРК «Форт» С-300Ф, очень неплохие, но требующие замены с учетом высокой стоимости проекта и его перспективного значения. Предполагалось, что бортовую ПВО обновят, установив подпалубные ПУ, близкие по схеме и характеристикам к наземным комплексам С-500. Они будут ячеистого типа, а не револьверные, как раньше, и, в силу большей компактности, их станет больше (в арсенале ракет ПВО будет несколько сотен). Одним типом, разумеется, дело не ограничится. Кроме С-500, для контроля неба над кораблем-флагманом и его «свитой» предназначен ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М». Впрочем, подробности флотское руководство, по понятным причинам, не разглашает.

Общие характеристики корабля и его перспективы

В прессу просочилась информация о том, что определенной модернизации подвергнется силовая установка, в том числе и атомный реактор, но, по всей видимости, конструктивные изменения не будут носить революционного характера. Улучшать хорошее – только портить, так считают военные специалисты. «Адмирал Нахимов» - крейсер, ТТХ которого и так считаются уникальными, по своим ходовым качествам не имеет себе равных. При полном водоизмещении свыше 26 тысяч тонн и длине в 251 метр, он обладает энергетической установкой, мощности которой (более 100 МВт) хватило бы для энергоснабжения города населением в четверть миллиона жителей. Помимо атомного реактора корабль обладает двумя резервными котлами. Его ход (так моряки называют скорость) – 32 узла. Дальность плавания неограниченная, полная автономность составляет два месяца. Экипаж состоит из 630 матросов и чинов младшего командного состава и сотни офицеров.

Когда корабль вновь вернется в строй Северного Флота? По плану это должно произойти в 2018 году. Возможно, возникнут некоторые непредвиденные трудности, которые несколько продлят модернизацию. Но он неизбежно выйдет на океанский простор - обновленный крейсер «Адмирал Нахимов». Фото его, опубликованное в периодических изданиях, порадует друзей нашей страны, и, скорее всего, расстроит ее недругов. И не только фото...

Комментарии
1
Надо этому крейсеру дать имя "ГАНГУТ": пойдёт другая, лучше, история корабля. А то забыли про победу Петра Великого при Гангуте, что впоследствии сильно повлияло на лучший ход истории России.
Ну а его имя передать новому фрегату из серии "Горшкова" и будет справедливо для "адмиральской серии".