Автопортрет Лермонтова: история одного полотна
Любая картина, выполненная художником - будь то осенний пейзаж, бушующее море или портрет молодой женщины, - несет в себе неизгладимые черты самого творца, его впечатление от изображаемого объекта. В этом смысле вся живопись субъективна и импрессионистична. Что же касается автопортретов, то при их создании доля субъективности максимальна. Бессознательно или намеренно живописец переносит на полотно то, что для посторонних остается тайной за семью печатями. Именно поэтому автопортреты в первую очередь привлекают внимание искусствоведов как ценный артефакт, имеющий полное сходство с оригиналом на внешнем (изобразительном) и внутреннем эмоциональных планах.
Лермонтов-пейзажист
О том, что Лермонтов писал картины, известно далеко не всем. Как утверждает энциклопедия, посвященная творчеству поэта, любовь к рисованию проявилась у него еще с раннего возраста. Изображение Лермонтова в виде мальчика двух лет свидетельствует, что уже тогда он пытался что-то чертить на свитках. Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ. Ориентируясь на систему Рембрандта, Лермонтов создавал полотна на военную тему, портреты и, конечно, пейзажи. Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта.
Как нетрудно догадаться, материалом для пейзажей послужила замечательная природа Кавказа. Взять хотя бы полотно «Окрестности селения Караагач». В нем заметны все черты художественной манеры Лермонтова, начиная с яркого колорита и специфики расположения фигур и заканчивая особым восприятием природы, отображенном на картине. Последняя особенность трудноуловима и апеллирует скорее к интуитивному, нежели к рациональному восприятию.
Лермонтов-портретист
По сравнению с зарисовками природы, портретное наследие поэта насчитывает меньшее количество работ. Среди них – автопортрет Лермонтова в бурке, изображения Веры Лопухиной, С. А. Раевского, А. И. Одоевского, выполненные акварелью (перечень картин неполный). Поэт также оставил несколько масляных полотен и множество набросков. Исследователи отмечают, что многие портреты отличаются психологичной точностью, как бы предвещающей начало нового направления в искусстве – реализма.
Жизненные обстоятельства
Ученые датируют автопортрет Лермонтова 1837 годом. Полотно создавалось во время первого пребывания поэта на Кавказе, куда его отправили за стихотворение «Смерть поэта». Предназначал М. Ю. Лермонтов автопортрет Варваре Лопухиной, к которой питал нежные чувства. Троюродный брат поэта, Аким Павлович Шан-Гирей, свидетельствовал, что любовное влечение к Лопухиной не оставляло Лермонтова до конца его жизни.
Передача полотна состоялась в июне 1838 года – перед отъездом Варвары в Германию. Уже оттуда она отправила автопортрет Лермонтова А. М. Верещагиной, которая всегда поощряла любые его творческие начинания – живописные, музыкальные и поэтические. На этом история полотна обрывается: в течение последующих 80 лет оно считалось утерянным безвозвратно, так что долгое время приходилось ориентироваться на копию, которую выполнила О. А. Кочетова в 1880 году.
Описание картины
Автопортрет Лермонтова 1837 года запечатлевает юношу, одетого в мундир Нижегородского полка. На его плечи накинута бурка, на груди размещаются газыри, а в руке поэт держит шашку. Фоном служат Кавказские горы, которые оставили в памяти Михаила Юрьевича ощутимый след, несмотря на то, что наслаждаться их видом Лермонтов мог только несколько месяцев.
На обратной стороне картины имеется надпись на немецком языке, которая называет создателя картины. Конечно, идеальным, с точки зрения художественного исполнения, автопортрет Лермонтова назвать нельзя. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. Однако это ли важно, когда перед нами важный документ, демонстрирующий, что испытывал Лермонтов в то время? Невинное, доброе, несколько детское лицо с угрюмым, грустным, даже трагичным выражением глаз – своего рода лирический дневник поэта. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов "Автопортрет" (акварель, 1837)».
Дальнейшая история полотна
ХХ век расставил все точки над і в истории автопортрета поэта. Наконец вожделенное полотно нашлось: в 1955 году его приобрел немецкий профессор Винклер. Автопортрет Лермонтова стал переходить из рук в руки, пока через 7 лет после своего открытия он не попал из тогдашнего ФРГ на Родину, к величайшей радости поклонников его творчества.
Поэт на полотнах различных художников
Конечно, автопортрет Лермонтова, описание которого было представлено выше, является далеко не единственным изображением поэта. Самым ранним полотном, запечатлевшим Михаила Юрьевича, считается рисунок неизвестного художника, возможно крепостного, который перенес на бумагу очертания четырехлетнего ребенка. Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами. Некоторые искусствоведы ставят под сомнение подлинность картины, однако её сходство с первым изображением Лермонтова и воспоминания брата поэта свидетельствуют как раз о противоположном.
Картин, на которых был бы запечатлен Лермонтов во время его учебы в Москве, нет. Только в 1834 году, когда его перевели в корнеты, бабушка заказала портрет внука. Налицо стремление художника несколько приукрасить обличье поэта. В то же время портрет вызывает доверие не только благодаря хорошему внешнему сходству с оригиналом, но и верно подмеченным настроением Лермонтова, выражением его глаз.
Широко известным стало изображение поэта, сделанное его учителем живописи Заболотским. Художник не являлся великим мастером, однако выполненный портрет свидетельствует о хорошем знании натуры Лермонтова. Это же можно сказать и о других изображениях поэта, которые отлично дополняют наше представление о нем.