Каменные мосты: фото самых известных. Большой каменный мост в Москве

На автомобильных дорогах РФ эксплуатируется около 50 каменных мостов. Каждый из них арочного типа с циркулярным, реже эллипсоидным, очертанием свода. Каменные мосты составляют всего лишь 0,8 % от всех существующих сооружений. Число подобных конструкций 25 лет тому назад было около 100, полстолетия назад – свыше 150. Даже если взять во внимание те каменные мосты, которые сегодня переведены в разряд «трубы» или вообще не находятся на балансе, их на федеральной сети будет не более 1,5 %.

Уменьшение аналогичных сооружений характерно и для местных сетей. Так, к примеру, в Московской области из существующих 800 конструкций каменных всего 5, около 10 - на Урале. Приблизительно 20 мостов эксплуатируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Москве на сегодняшний день осталось всего лишь 4 арочные переправы. На Северном Кавказе практически приостановлено строительство подобных конструкций. Даже в Дагестане, где каменному мостостроению отводилось первое место, за последнее десятилетие появилось только 3 новых сооружения. А это говорит о том, что в России каменные мосты неоправданно вытесняют индустриальные железобетонные и металлические конструкции, причем это касается и районов, богатых этой горной породой.

Окунемся в прошлое

Одна из самых первых конструкций в столице была построена из кирпича через реку Неглинку. Она соединяет Троицкие ворота Кремлевской башни с Кутафьей стрельницей. Каменный мост в Москве изначально не имел опор с водорезами и сводов. По мнению историка Забелина, сооружение из камня было построено в 1367 году, сегодня его пересекает парк – Александровский сад.

Достопримечательность столицы России

Большой каменный мост в Москве соорудили в далеком 1692 году. Тогда его называли Всехсвятским. Однако с 1858 года Большой каменный мост считается первой железной конструкцией Москвы. В 16-м веке с одного берега на другой можно было переправиться только по «живой» наплавной переправе. В 17-м столетии началось строительство каменного моста, в 1938 году он уже был железобетонным, однако название осталось прежним. Для того чтобы он в полной мере соответствовал наименованию, его облицевали гранитом.

Панораму Кремля, открывающуюся с Каменного моста, можно увидеть на обороте паспортов граждан России. Помимо этого с данной конструкции обозревается Храм Христа Спасителя, Софийская, Пречистенская и Берсеневская набережные.

В Москве строили и другие каменные мосты для переправы через реки и овраги. В конце 18-го столетия Китай-город и Кремль соединялись двумя искусственными сооружениями – Спасским и Никольским.

Большой каменный мост в Москве: 1680 год

До 15-го века на месте современной конструкции была наплавная переправа. Только в 1643 году царь Михаил Федорович отдал приказ начать строительство первого каменного моста. Поручили это мастеру из Страсбурга – Ягону Кристлеру. Все строительные работы по возведению каменного моста приостановились после смерти царя и мастера, завершил все неизвестный русский монах в 1687 году. Достроили его в 1692-м и дали название Всехсвятского.

Каменный мост в длину достигал 170 метров, а в ширину – 22. Он имел 8 арок, те, которые предназначались для пропуска лодок, - с 15-метровыми пролетами. С левого берега въехать можно было через Всехсвятские ворота, на другом конце моста красовалась башня с двушатровым завершением.

Изменения с 1858 года

Обветшавший мост из камня разобрали и в 1858 году заменили его на трехпролетный металлический (первый в Москве). В 1938-м на этом месте появилась новая конструкция, над которой работали инженер Калмыков, архитекторы Гельфрейх, Щуко и Минкус. Длина моста составляет 487 метров (с подъездами). С него открывается превосходный вид на Храм Христа Спасителя и Кремль, а также отсюда можно разглядеть памятник архитектуры «Дом на набережной», построенный по проекту Иофана Б.М.

Свадебные прогулки

Большой каменный мост знают все жители бывшего СССР из кадров хроники Москвы. Вид этой панорамы не изменился и до настоящего времени и очень удачно смотрится на фотографиях за спинами молодоженов.

Мост считается символом объединения, поэтому фото, сделанные на этом месте, постоянно будут напоминать о значении этого слова. Задумайтесь, сколько общего. Мост. Противоположные берега. Две судьбы и одна семья.

Small stone bridge

Малый каменный мост пересекает Водоотводный канал, находится на втором месте после Патриаршего по течению канала столицы. Эта конструкция расположена в районе Якиманка, с одной стороны находится улица Серафимовича, а с другой – Большая Полянка.

Малый каменный мост открыли в 1938 году. Его протяженность – 64 метра при ширине 40 метров. Это не первое сооружение, построенное на этом месте. Ранее здесь существовал мост, строительство которого завершилось в 1788 году. На тот момент он был деревянным и получил название «Козьмодемьянский». В 1880 году он был заменен на каменный мост с соответствующим наименованием.

Над современной конструкцией работали Яковлевы и Гольбродский, на протяжении некоторого времени здесь существовали трамвайные пути.

Достопримечательности Санкт-Петербурга

В 1752 году через реку Кривушу (сегодня нам известную как канал Грибоедова) соорудили деревянный мост с одним пролетом. В дальнейшем инженер Назимов разработал новый проект переправы. На то время это было первое сооружение из камня, поэтому и назвали его Каменный мост. Санкт-Петербург и сегодня может похвастать этой переправой, причем никаких переделочных работ так и не было предпринято. Особенность оформления моста – использование бриллиантового руста. Многим незнакомо это понятие, поэтому разъясним подробнее, что же это такое. Под бриллиантовым рустом подразумевается обработка выступающих камней, имеющих форму четырехгранной пирамиды, грани которой благодаря специальной полировке ярко сверкают при попадании на них солнечных лучей, напоминая алмазы. Такой прием часто использовали в строительстве, но сегодня его редко где увидишь. Каменный мост (Санкт-Петербург) построили с четырьмя полукруглыми лестничными спусками к воде, которые в 19-м веке ликвидировали.

В 1880 году на этом месте планировалось 7-е покушение на императора. Члены партии «Народная воля» под мостом заложили бомбу с целью взорвать переправу, когда по ней будет проезжать царский экипаж. Тем не менее этой затее не суждено было свершиться, поскольку агенты охранного отделения своевременно раскрыли замысел и император Александр ІІ переправился по мосту до того, как на место прибыли народовольцы. В 1881 году из-под сооружения извлекли 7 пудов динамита, но это уже произошло после гибели императора.

Санкт-Петербург – город мостов

Питер удостоился называться стражем русской истории. В одном городе сохранилось множество соборов, дворцов, шикарных фонтанов, великолепных музеев и храмов.

Санкт-Петербург – главный обладатель всевозможных переправ, островков и каналов. В городе имеются разводные, подвесные и каменные мосты, по которым прогуливаются приезжие. У всех сооружений неповторимое решение. Кованое обрамление придает им определенную неповторимость. Со строительством каждого моста связана какая-то история. Именно этим и объясняется желание гостей полюбоваться коваными шедеврами искусства.

Конечно, все мосты Санкт-Петербурга описывать нет смысла. Все равно их красоту не удастся передать словами. Хотелось бы отметить, что каменные мосты поистине стали гордостью второй столицы России. Самыми первыми появились такие мосты, как Прачечный, Эрмитажный, Каменный и Верхне-Лебяжий, они и сегодня украшают город.

Комментарии