Ассамблеи при Петре 1. Петровские ассамблеи. Культура при Петре 1
Указ об ассамблеях, изданный Петром 1, стал переломным в жизни городского населения, особенно это коснулось сферы развлечений. В ноябре 1718 года женщины впервые обрели право участвовать в общественных собраниях. Вход на ассамблею должен был быть открытым для всех людей, которые имели возможность прилично одеться, не допускались только слуги и крестьяне. Культура при Петре 1 приравнивалась к важным деловым, служебным и государственным аспектам.
Предпосылки
Петр 1 считал, что не только дела должны вестись разумно, но и развлечения должны устраиваться так же. Даже отдых государь направлял на переустройство России. Он считал, что государственные интересы гораздо важнее личных.
Царь хотел поставить культуру России на одну ступень с европейскими государствами. Большое влияние оказало нахождение Петра 1 среди иностранцев, частые путешествия по Европе. Стремясь сделать Россию похожей на современное европейское государство, император вводил новые реформы, касающиеся службы и досуга. А его реформы, как известно, были обязательными для всех без исключения.
Что такое ассамблея?
"Ассамблея" – французское слово, которое обозначает целый ряд действий и событий. Во-первых, это развлечения и забавы, во-вторых, решение и обсуждение различных деловых вопросов, в том числе и государственной важности. За короткое время ассамблеи при Петре 1 стали традицией и вошли в историю. После его смерти они несколько изменились, но все равно пользовались популярностью в обществе.
Обязательные условия
Вышедший указ Петра 1 о ассамблеях включал в себя перечень требований:
- извещать о предстоящей ассамблее необходимо в письменном виде;
- уточнять половую принадлежность гостей (могут присутствовать либо одни мужчины, либо предстатели обоих полов);
- начинаться мероприятие должно не ранее четырех-пяти часов;
- заканчивать ассамблею нужно не позже полуночи;
- хозяин не должен встречать, провожать или потчевать своих гостей, в его обязанности входит только предоставление свободного пространства для танцев, еда и питье на столах, а также игры, в которые он предлагает играть своим гостям.
Следуя этим правилам, каждый мог приобщиться ко всеобщему веселью.
Отношение церкви
Культура эпохи Петра 1 требовала одобрения духовных служителей. Император был уверен, что без разрешения церкви его указ об ассамблеях не пройдет. Он знал, что люди испытывают священный страх по отношению к царю, как к богу на земле, но понимал, что страх перед адом и падением бессмертной души – сильнее. А потому, для того чтобы изменить традиционное неприятие по отношению к танцам, он привлекает к светским мероприятиям черное духовенство. Согласно его указу в Синоде с 1723 года ассамблеи учредили в московских монастырях. И уже 29 декабря того же года состоялась первая ассамблея архимандрита Донского монастыря. Она была устроена для президента Синода, архиепископов московских монастырей, архиепископа Новгородского Феодосия, чиновников синодальной конторы, а также для архиепископа Крутицкого Леонида и др. Оставались недовольные этим действом, но в основном ассамблеи имели положительный отклик.
Ассамблеи при Петре 1
По обычаю для проведения сего действа от мебели освобождались четыре большие комнаты. Первая – для танцев, следующая - для бесед, еще одна – для мужчин, которые курили табак, пили вино, и последняя – для игр в шашки или шахматы. В случае если дом не настолько большой, чтобы освободить сразу четыре комнаты, то все действа происходили в одной комнате. Однако это было очень неудобно по многим причинам. Считалось, что звуки танцев, бесед, запахи табака и спиртных напитков неуместны в дамском обществе.
Традиции проведения
Ассамблеи при Петре 1 давали все придворные по очереди. Иногда царь самостоятельно решал, у кого все должны собираться в следующий раз. День и время ассамблеи разглашались придворными глашатаями, о ней извещали барабанными дробями и объявлениями, которые развешивались на каждом перекрестке. В своем указе Петр 1 кратко описал основные моменты проведения торжеств. Посетить мероприятие могли все прилично одетые люди, но не слуги и крестьяне. В числе гостей встречались вельможи, чиновники, состоятельные купцы, духовенство, ремесленники и даже рядовые матросы. Женатые мужчины в обязательном порядке брали с собой жен и взрослых дочерей.
По сложившейся традиции хозяин дома мог выбрать из молодых девушек царицу бала. После выбора он вручал ей живую розу. По окончании мероприятия царица передавала эту розу какому-нибудь кавалеру. Это означало то, что следующая ассамблея должна проводиться в его доме.
Музыкальное сопровождение
Зачастую на подобных собраниях играл духовой оркестр, который состоял из труб, гобоев, литавр, фаготов и валторн. Иногда к ним присоединялись скрипки. Танцам жителей России обучали пленные офицеры из Швеции или жители немецкой слободы. Процесс обучения танцевальному искусству происходил очень медленно.
Поначалу на ассамблеях играла духовая музыка, однако в 1721 году герцог Голштинский завез в столицу небольшой струнный оркестр, который сразу завоевал популярность у публики. С тех пор стали появляться свои музыканты, инструменты для которых завозились специально из-за рубежа. Все это было очень затратно, но вельможи были готовы к подобным тратам, ведь самых расторопных бояр царь награждал.
Танцы
Что касается танцев, то сначала это были обычные поклоны и приседания под музыку, а вот в дальнейшем на ассамблеях уже начали танцевать менуэт и полонез. Движения становились плавнее, а танцы – изящнее.
Вторая половина мероприятия была более веселой и подвижной, включала аллеманду, контрданс и англез, которые особенно любили молодые люди. Они выбирали первую пару, которая должна была придумывать новые па, а остальные повторяли за ней. Первыми по очереди становились разные люди, а потому такого рода веселье могло продолжаться очень долго.
Требования к гостям
Петр 1 кратко изложил в своем указе об ассамблеях требования к гостям, которых они были обязаны придерживаться, чтобы иметь право посещать подобного рода мероприятия. Перечень выглядит так:
- гость обязан быть старательно вымытым и чистым;
- мужчины в обязательном порядке должны быть тщательно выбритыми;
- перед ассамблеей нельзя наедаться и тем более приходить пьяным;
- нужно быть опрятно и богато одетым, но не чересчур, потому что это привилегия дам;
- женщинам дозволено использовать косметику, однако в меру, также они должны быть добры, грациозны и веселы;
- нельзя наедаться, дабы живот не мешал танцевать в полную силу;
- обязательно нужно быть веселым и общительным, приветливо улыбаться и заводить беседы с окружающими, нельзя замыкаться и оставаться поодаль;
- придя в дом в первый раз, необходимо ознакомиться с расстановкой и расположением комнат, особенно отметить про себя местонахождение уборных;
- вина пить позволяется вволю, пока держат ноги, когда перестают держать, то потреблять напиток нужно сидя, а ежели просит лежачий, то ему не разрешено подавать;
- тому, кто не знает своей меры, царь рекомендует положиться на товарищей;
- тех, кто упился, нужно укладывать отдельно от остальных во избежание неприятных конфузов;
- гость, которому стало плохо, без промедления должен отправиться в уборную, дабы не испортить праздник остальным;
- холостым мужчинам или тем, которые явились на действо без супруг, запрещалось глядеть на дам;
- не допускалось распускать руки во время танцев, это строго наказывалось;
- во время пения не рекомендовалось присоединяться ко всеобщему веселью людям, у которых отсутствовал музыкальный слух;
- напоминалось о том, что женщину лучше всего покорять музыкой и сладкоголосием;
- встретив на ассамблее знатную особу, в том числе и царя, не разрешалось высовываться и пытаться услужить, особенно в нетрезвом виде.
Активным участником ассамблей был и Петр 1. Век, в котором он жил, был охарактеризован развитием культуры, новым направлением в музыке и танцах, а также костюмах и забавах.
Участие Петра 1 в ассамблеях
Во время своих празднований или тех, которые посещал царь, он активно участвовал во всех действах. Он ходил по залам, время от времени присоединяясь к разным компаниям и участвуя в их беседах. Если он находился в хорошем расположении духа, то веселее и разговорчивее его невозможно было найти. Деятельность Петра 1 на ассамблеях сводилась не только к разговорам. Он любил танцы и в этом искусстве был мастером и затейником. Очень часто кавалеры не могли в точности повторить его движения. Каким был Петр 1 во время танцев, знали все его приближенные, а о его четко отработанных движениях ходили слухи даже между балетмейстерами.
Открывала танцы, как правило, императрица со своим супругом, герцогом Голштинским или же князем Меншиковым. Екатерина в этом деле была под стать мужу. Когда они танцевали в паре, то успевали сделать целых три круга, в то время как остальные пары только заканчивали первый. Однако так танцевала императрица только с Петром Великим, с остальными же партнерами она вела себе более небрежно и галопу предпочитала простой шаг. Любой присутствующий мог пригласить на танец одну из княжон, а потому именно они не знали отдыха.
Со временем петровские ассамблеи прижились, обстановка на них становилась все более непринужденная. Постепенно старые бояре перестали осуждать откровенные декольте молодых дам. Появилась новая традиция целовать женщин после танца не в ручку, а в губы, что очень обрадовало кавалеров.
Празднования Петра 1
Ассамблеи при Петре 1 были преимущественно зимним видом развлечения. Летом же царь устраивал свои торжества в садах или на берегу Невы. Он очень любил праздники на свежем воздухе, свои именины отмечал в летнем саду. Здесь же праздновался и день «преславной виктории», или Полтавской победы. Петр 1 ценил традиции и в этот день отмечал подвиги солдат. Праздник начинался после обеда, примерно в пять часов вечера. К тому времени на большой лужайке выстраивали Преображенские и Семеновские полки, чтобы царь мог собственноручно поднести вино или пиво в деревянных чашах.
Гости, которые были приглашены, должны были добраться до места назначения водным путем по Неве. Далее по традиции на берегу всех встречала императрица с дочерьми, из ее рук гостю полагалось принять чарку вина, дальнейшее веселье тоже происходило строго по плану.
Государь был пристрастен к торжественным шествиям, он любил аллегорические процессии и маскарады, а потому устраивал их при любой возможности. Самый известный среди них – пятидневный маскарад. Он проходил в 1722 году в Москве и был приурочен к подписанию Ништатского мирного договора. За пару дней до начала торжества царь лично осмотрел все костюмы участников. Если ему что-то не нравилось, то он заставлял переделывать наряды. Маски были обязательным условием. История помнит случай, когда во время маскарада в 1724 году сенаторы заседали, не снимая масок с лиц. Деятельность Петра 1 в отношении этих требований была абсурдной, но полностью соответствовала духу того времени.
Люди постепенно приобщались к новым традициям, разучивали танцы, меняли одежду, даже по-новому начинали вести дела. Несмотря на то что это было несказанно дорого и утомительно, постепенно маскарады перетекли в повседневную жизнь и заняли в ней огромную нишу, становясь привычкой.
Россия при Петре 1 расцветала и походила на европейские государства с их танцами, оркестрами и балами.
Ассамблеи после смерти государя
После смерти царя ассамблеи и другие празднования сильно изменились. Они стали увеселением только для высших слоев общества. Ассамблеи, балы, маскарады организовывались только для высшего общества. Низшие слои устраивали для себя танцы.
Культура при Петре 1 была так же важна, как и служебные, государственные дела. Смерть Петра Великого прекратила существование ассамблей, позже Петр 2 попытался их восстановить, однако у него ничего не вышло, и в 1728 году они полностью прекратили свое существование. Однако полностью они не исчезли, а переродились в балы и дали начало светской жизни.
Россия при Петре 1 знала много реформ, касающихся досуга и развлечений. Некоторые из них повлияли на ход истории и дошли до наших дней.